Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей
консультация по логопедии
К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам. Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_rabote_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya_u_detey.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя - логопеда для родителей
«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»
К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели.
Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Родители должны подготовить ребёнка к предстоящей работе, объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной коррекционной работе с ребенком.
Коррекция звукопроизношения происходит постепенно и состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный. На данном этапе происходит подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Формируется заинтересованность в занятиях.
2. Постановка звуков. На этом этапе необходимо добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков.
4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
В процессе работы может сложиться такая ситуация: Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.
Что же это – автоматизация звука в речи?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Последовательность автоматизации звуков:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий.
Проведение занятий дома.
Материал, который изучается на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Все упражнения должны быть отработаны с ребенком дома под родительским контролем.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10 - 15 мин.;
• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются только карандашами;
• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком речевого материала.
• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);
• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом;
• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца.
Таким образом, исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего Вам хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...
Роль дыхания в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников
Для формирования правильной речи необходим плавный длительный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Несформированность речевого дыхания влечёт за собой нарушение звукопроизношения, так как для пос...
«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:• не ругать ребенка за неправильную речь;• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;• не заострят...
Памятка для родителей. Этапы работы по коррекции звукопроизношения.
Этапы работы по коррекции звукопроизношения. Памятка для родителей...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...
«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»
laquo;Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»...