Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данная тема подходит для самообразования педагога и актуальна в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 хутора Лосево
муниципального образования Кавказского района
Самообразование на тему:
« Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».
Подготовила:
Учитель-логопед Пономарева О. Н.
2022
Актуальность темы:
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Период | Содержание работы | Применение
|
Сентябрь 2021 г. | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома». |
Октябрь 2021 г. | Подбор игр и упражнений для детей 5-6 лет с ОНР . | Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР. |
Ноябрь 2021 г. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Приобрести сюжетные картины по лексическим темам. |
Декабрь 2021 г. | Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук. | Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук» |
Январь 2022г | Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. | Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР». |
Февраль 2022 г. | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Март 2022 г. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Апрель 2022 г. | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Посещение родителями деятельности воспитателей. |
Май 2022 г. | Составление загадок. Развитие монологической речи детей. | Вечер отдыха: «В мире загадок». |
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2013.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2017.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2017.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2020.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...