Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая группа)
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский
Объект исследования : процесс развития речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования : игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста. Цель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности. Задачи: 1.Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте ; 2. Рассмотреть особенности игровой деятельности; 3. Привлечь внимание детей к собственной речи, через игровую деятельность; 4. Развивать речевой аппарат (артикуляционная гимнастика); 5. Совершенствовать пальчиковую гимнастику для развития речи дошкольников.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева – создание развивающей предметно-пространственной среды; – целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; – изучение состояния устной речи детей; – участие родителей в речевом воспитании детей. Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников
Развитие речевого дыхания
Развитие фонематического слуха
Артикуляционная гимнастика
Игры на развитие мелкой моторики
Развитие пальчиковой гимнастики
Использование массажного мячика для развития речи детей
Игры с куклой
Заключение: Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №3»
Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила:
Учитель-логопед МДБОУ «Детский сад №3»
Каймакова Марина Константиновна
ст. Старонижестеблиевская, 2021г.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цель:
Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте;
2. Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ;
3. Привлечь внимание детей к собственной речи, через игровую деятельность;
4. Развивать речевой аппарат (артикуляционная гимнастика);
5. Совершенствовать пальчиковую гимнастику для развития речи дошкольников.
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной
острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была
внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
Считается, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.
В игре ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Игра – одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей
Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
– создание развивающей предметно-пространственной среды;
– целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
– изучение состояния устной речи детей;
– участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…– заметила в своё время Е.И. Тихеева
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе оформлен речевой уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Организована работа с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Следовательно педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы.
Заключение
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.
Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Таким образом, развитию речи ребенка способствует выполнение следующих условий:
1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие – доверие его к взрослому и желание с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.
4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.
5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи и правильного речевого дыхания.
Список использованных источников:
1.Г. Г. Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры, – Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.
2.С. Н. Анищенкова. Пальчиковые игры.
3.Л. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.
4.Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.
5.М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.
6.Е,А, Бабенко. Подвижные игры.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
9. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
11.Акименко В. М.Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
12. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
13. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. –Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
15. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
«Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
игре Игра как «серьезная форма обучения»....
Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».
Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...
Доклад "Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Педагогический совет. Протокол №3.Тема: Развитие речи у детей через игровую деятельность....