Как помочь ребенку быстрее закрепить трудный звук в речи (рекомендации родителям).
консультация по логопедии

Светлана Владимировна Пономарева

В материале перечислены подробные рекомендации родителям по контролю за поставленным логопедом звуком в свободной от занятий речи ребенка. Тактичный, доброжелательный тон, игровые приемы будут способствовать  более быстрому усвоению правильного звукопроизношения малыша  и помогут избежать " кабинетной речи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫСТРЕЕ ЗАКРЕПИТЬ ТРУДНЫЙ ЗВУК

В РЕЧИ

 

(РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ)

                                                                              УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПОНОМАРЕВА С.В.

                                                                      МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 44» Г. САРОВ

На занятии у логопеда  ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители  часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остаётся практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. 

Вот на этом этапе помощь родителей ребёнку просто неоценима.

Для того чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над  поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент  автоматизируется. Родитель должен следить, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий.  Такие занятия длятся 15-20 минут, но самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребёнка (в играх, в диалоге ребёнка с окружающими, в свободной деятельности).  Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь»,  когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает  логопедическую тетрадь с заданиями.

Вот мои рекомендации по контролю за поставленным логопедом звуком в свободной речи ребенка:

1. Чаще  нацеливайте ребёнка перед ответом следующими словами: «Следи за звуком!»

2. Предчувствуя, что сейчас ребёнок назовёт слово с закрепляемым звуком, предупреждайте ошибку в произношении взглядом, жестом (погрозите пальцем), артикуляционной подсказкой  (С- растяните губы в улыбке,  Ш – округлите губы «рупором»…).

3. В процессе ответа напоминайте о контроле за звуком с помощью жестов,  мимики (показывайте пальцем на губы, сделайте удивлённое или расстроенное лицо).

4. Отмечайте качество произношения во время общей оценки ответа.

5. Следите за произношением на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений.

6. Чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения,  давайте установки на контроль за звуками с отсрочкой. (Например: «Какую интересную историю ты мне рассказал!  Папа ( брат Саша) тоже хочет её послушать. Повтори для него, но помни, что он сейчас твой логопед, или «дежурный по звукам» и ты должен вместе с ним последить за звуком С»).

7. Используйте приём  переноса контроля за звукопроизношением на неживой объект. (Скажите ребёнку: «Поделись своими впечатлениями с куклой Таней, ведь она у нас  логопед»).

8. Используйте положительные эмоции: отметьте именины появившегося звука!

9. Вручите ребёнку медаль, с изображением правильно произносимого звука.

10. Совместно изготовьте бумажного человечка-звука, которого закрепляете в речи и поставьте его в игровой уголок, как напоминалочку.

11. Поиграйте в волшебников. Взмахами волшебной палочки заколдуйте уголок правильной речи.

12. Контролируйте произношение звука всегда тактично, в спокойной форме.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями   целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребёнка будет чёткая и понятная для окружающих.

Учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду"

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении - адаптация детей. Для более оптимального течения периода адаптации ребенка к саду необходимо сделать его по возможности более плавным....

Статья для родителей: "Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада".

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в условиях детского сада. Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от то...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Рекомендации для родителей младшей группы «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду»

Многие родители,  отдавая ребенка в детский сад, сталкиваются с тем, что адаптация проходит не так быстро, как им хотелось бы.Уважаемые родители! Возможно, некоторые советы будут вам полезны и об...

Кризис 3-х лет.Что делать?Как помочь ребенку справиться с кризисом 3- х лет.Рекомендации родителям.

КРИЗИСЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТАКРИЗИС 3 ЛЕТ   Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду"

Консультация содержит рекомендации для родителей для более быстрого привыкания ребенка к детскому саду....