Консультация для родителей "Возрастные закономерности речевого развития детей"
консультация по логопедии (младшая группа)

Новикова Екатерина Юрьевна

Консультация для родителей 

"Возрастные закономерности речевого развития детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_zakonomernosti_rechevogo_razvitiya_detey.docx102.44 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные закономерности речевого развития детей

Развитие речи у детей.

До года ожидается появление у детей гуления (пропевание гласных звуков) и лепета («непонятный разговор сам с собой»).

После 1-1,5 года обязательно появляются первые простейшие слова (мама, папа, ам, ав, да).

К двум годам слова должны немного усложняться до 2-3 разных слогов (деда, тётя, ябако-яблоко, масиня-машина) и оставляться вместе в первые фразы («Мама, ам», «Киса бух!»).

В период 2-3-х лет идёт активное освоение фразовой речи с усвоением грамматики родного языка: произнесение слов из 3-4 слогов, предложения из 3-4-5 слов, использование не только существительных и глаголов, но и прилагательных, а потом и предлогов.

После 3-х лет логопед обследует у малыша сформированность всех речевых параметров, что и у старших детей, но с учётом возрастных требований.

Возрастные требования к формированию звукопроизношения:

  • К трем годам – должно быть сформировано произношение гласных звуков А, О, У, И, Э и простых согласных твёрдых и мягких звуков П-Б, Т-Д, В-Ф, К-Г, М, Н, Х, Й и мягких свистящих звуков CЬ, ЗЬ.
  • После трёх лет (до 4-х лет) ожидается появление твёрдых звуков С, З, Ц и мягкого звука ЛЬ.
  • После 4-х лет ожидается появление шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ и твёрдого звука Л.
  • После пяти лет проверяется наличие звуков Р, РЬ.

Высоким вариантом нормы звукопроизношения является правильное произнесение всех звуков родного языка в три года (норма на 1973 год!).

Чтение – это вид речевой деятельности, у которой тоже есть свои закономерности развития:

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%83-55648521.jpg

Нормой для начала обучения чтению будет возраст пяти лет. К этому времени у ребёнка формируются необходимые процессы анализа/синтеза и мотивация к чтению (в виде интереса к буквам, к их написанию). Более раннее обучение чтению показано детям с серьезными нарушениями слуха и речи в качестве компенсаторного механизма развития (производится специалистами по специальным методикам!). В остальных случаях раннее обучение чтению возможно по желанию родителей только при доброжелательном отношении малыша к этому занятию. Следует при этом отметить, что ранее обучение не принесет дошкольнику значительного дивиденда развития, потому что, как правило, ребёнок в этом возрасте всё равно сам не возьмёт книгу и не почитает, а предпочтёт, чтобы ему почитали взрослые (кроме случаев детей-вундеркиндов!).

В период Советского Союза первоклассник, действительно, начинал обучение чтению в первом классе. Сейчас же перед школой уже, как минимум, проверяется качество послогового чтения или, хотя бы, сформированность предпосылок к обучению чтению и письму (знание букв, навык простого звукового анализа слов, достаточные графические навыки), а иногда можно наблюдать даже проверку скорости чтения до школы (к сожалению!).

Темп формирования беглого чтения и письма у детей может быть разным, но тоже подпадает под понятие нормы. Поэтому проверять технику чтения с вынесением заключения о нарушении корректнее в середине второго класса, не раньше! До этого времени можно говорить только об индивидуальных темпах формирования навыка чтения. Примерно то же самое касается и навыка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...