Алаллия или ЗРР? В чем разница?
консультация по логопедии
Алалия или ЗРР? В чем разница?
Учитель – логопед Бойцова А. В.
В наше время существует много источников с информацией, но как разобраться что актуально, а что нет? Сегодня разберем вопрос: в чем же разница между ЗРР и алалией. В обоих случаях у ребенка наблюдается задержка или отсутствие речи по возрастной норме.
ЗРР - это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с ЗРР нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-х лет.
Алалия (моторная) - это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
В таблице представлены различия ЗРР от алалии (моторной), где каждый родитель может иметь представления с чем он имеет дело.
Номер
|
Критерии сравнения
| Алалия (моторная) | Задержка речевого развития |
1
| Темп овладения речью | Речь развивается по патологическому типу с задержкой. | Речь с задержкой, скачкообразная. |
2 | Усвоение языка | Самостоятельно ребенок не может овладеть ни лексикой, ни грамматикой родного языка. | Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка. |
3
| Импрессивная речь (понимание) | Хорошо понимает обращенную речь, затруднено понимание грамматических изменений слов. | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов. |
4
| Экспрессивная речь (самостоятельная) | Нарушена программа высказывания, стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы, аграмматизм. | Есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм. |
5
|
Динамика коррекционной работы | Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект; работа очень длительная, возможны остаточные явления в школьном возрасте.
| Способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями, коррекция направлена на расширение словаря, развитие ВПФ и на звуковую сторону речи, к школе преодолевают речевую недостаточность. |
6
| Анатомо – физиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер. | Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются. |
7
| Особенности психической деятельности | Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма.
| Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма. |
8
|
Причины
| Физиологические (органическое поражение КГМ).
| Социальные (гипо- или гиперопека, соматические заболевания, ограничивающие общение). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям детей с моторной алаллией
В данном пособии коротко рассказано об алалии, а также ее подвиде - моторной алалии. Родителям также предлагается небольшой опросник, по результатам которого можно выявить у ребенка признаки моторной ...