Семинар - практикум для педагогов: " Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики"
презентация по логопедии
Повышение профессиональной компетенции воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
повышение профессиональной компетенции воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; формирование знаний по применению артикуляционной и дыхательной гимнастики на практике. Задачи семинара:
Хорошая речь-яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к школе.
Исключение составляют дети до 5 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 5 лет- наступает патология. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. 60% от всех детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки (недостатки звукопроизношения)
Речевой слух; Речевое внимание; Речевое дыхание; Голосовой и речевой аппарат. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. На частоту речи влияют факторы:
Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
« Лягушечка /хоботок» Попеременно растягивать губы в улыбке и вытягивать в трубочку. «Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение. «Заборчик» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать положение. «Качели» Рот открыт, кончик языка поднимать к верхним и опускать к нижним зубам. «Часики» Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик узкого языка передвигать из левого угла рта в правый.
Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции. Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. Организация проведения артикуляционной гимнастик
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковые края языка поднять вверх, изображая чашечку. «Иголочка» Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. «Кошка сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх. «Грибок» Рот приоткрыть. Прижать широкий край языка всей плоскостью к небу. Открыть рот. Удерживать положение. «Лошадка» Присосать язык к небу. Пощелкать языком.
«Дятел» Стучать кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук Д-Д-Д. «Чистим зубки» Рот закрыт. Вести язык круговыми движениями между губами и зубами. «Гармошка» Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «Качели» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. «Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
«Гимнастика со Смешариками », пособие Е. С. Аищенковой « Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т. А. Куликовской « Артикуляционная гимнастика в стихах, и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой ; «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева ; «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика» О.И. Лазаренко; «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Л.П. Воронина, Н.А. Червякова; «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.А. Волошина; «Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков» для детей 5-6 лет, О.И. Крупенчук ; «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.А. Куликовская. В своей работе можно использовать пособия:
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Дыхательная гимнастика.
воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, профилактике возникновения болезней дыхательных путей, восстановлению носового дыхания при его нарушении. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики. Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый) Вдыхать воздух через нос, выдох делать через рот. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Все упражнения выполнять в игровой форме. Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...
«Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики» (для педагогов)
Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей...
Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Семинар-практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики»
Повышение профессиональной компетенции воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрас...
Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Цель семинара – практикума: - Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с цельюпрофилактики возникновения и коррекции ре...
Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Консультация для педагогов:«Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики»Учителя-логопеда С.А. Поздняковой...
Консультация учителя-логопеда: «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя».
Данный материал описывает важность дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе над развитием речи детей. Приводятся цели, задачи и примеры упражнений. Материал полезен как воспитателям, так и ро...