Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развитие физиологического дыхания у дошкольников"
презентация по логопедии
Материал для учителей-логопедов и воспитателей, который знакомит педагогов с понятием «развитие физиологического (диафрагмального) дыхания» как одного из этапов работы по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста; помогает в осознании эффекта дыхательных упражнений путем их практического выполнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани; укрепления мышц брюшной полости; осуществления вентиляции легких для подготовки голосового аппарата к фонации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЫХАНИЕ одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
РЕЧЬ сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо - и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.
ТИПЫ ДЫХАНИЯ верхнерёберное , грудное, груднобрюшное (диафрагмально-рёберное ).
Цели дыхательной гимнастики для развития физиологического (диафрагмального) дыхания: активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани; укреплять мышцы брюшной полости; осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.
Правила проведения дыхательной гимнастики не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
«Дышим попеременно». И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 - вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).
«Послушаем свое дыхание». И.п . : стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе; какое дыхание: поверхностное или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох - выдох или спокойно, с определенным интервалом (паузой); дыхание тихое, неслышное или шумное.
«Дышим тихо, спокойно и плавно». И.п.: стоя (сидя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 - плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.
«Подыши одной ноздрей». И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 - левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.
«Шарик лопнул» Упражнение помогает избавиться от застоявшегося воздуха, накопившегося вследствие поверхностного дыхания. И.п.: лежа на спине. Ноги раздвинуты на удобное расстояние. Руки вытянуты над головой. 1 – сделать глубокий медленный вдох; 2 – резко выпустить воздух через рот со звуком «Ха», прижав колени и обхватив их руками; 3 – медленно вдохнуть и снова растянуться на полу; 4 – дышать свободно несколько секунд, затем повторить все снова. Повторить 3 раза.
«Покачай игрушку на качелях» И.п.: лежа на спине (сидя, затем стоя). Ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон. Можно положить на живот ребенку мягкую легкую игрушку, чтобы он чувствовал, как поднимается игрушка, когда он делает вдох, и как она опускается на выдохе. 1 – сделать полный выдох; 2- сделать вдох через нос, медленно надувая живот. Грудь при этом остается в том же положении, не поднимается и не расширяется. 3 – медленный длинный выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.
Релаксация Релаксация путем чередования напряжения и расслабления . И.п.: лежа на спине. Руки и ноги свободно лежат на полу. 1- нахмурить брови; 2 – расслабить брови; 3- сжать зубы; 4 – расслабить челюсти; 5 – упереться затылком в пол; 6 – расслабиться; 7 – сжать руки в кулаки; 8 – расслабить руки; 9 – потянуть носки ног на себя; 10 – расслабить ноги; 11 – надуть «добрый шарик» в животе; 12 – сдуть «добрый шарик» в животе. Выполнить 5-6 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»
Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...
Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»
Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...
Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией
Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...