«Рекомендации логопеда на летний период»
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda_na_letniy_period.docx (32.16 КБ)32.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сёйкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Каюкова Наталья Владимировна, учитель-логопед

Пояснительная записка

Летний период – период отдыха, прогулок и оздоровления. Как провести его с пользой для развития ребенка? Эта тема волнует и педагогов, и родителей.

Лето – как дополнительный бонус для родителей и специалиста, когда возможно закрепить образовательные результаты ребенка за учебный год.

Особенностью работы по развитию речи в летний период, является проведение большей ее части на свежем воздухе и в непринужденной обстановке. Подбор речевого материала, методических приемов определяется общими целями работы с учетом возраста детей, конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми.

Особое внимание требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение речевыми навыками.

Каким образом можно организовать игровую деятельность по развитию речи с ребенком дома? Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательной игры. В какие же развивающие игры поиграть? Все это подробно описано в данной работе: предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители смогут использовать со своими детьми в летний период.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

 

«Рекомендации логопеда на летний период»

Консультация для родителей

Цель: Ознакомление родителей с рекомендациями логопеда по развитию речи на летний период.

План проведения консультации:

1. Введение.

2. Виды работ по развитию речи, проводимые в летнее время.

3. Примеры заданий и игр.

4. Раздача памяток для родителей.

Ход консультации

Введение

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Виды работ по развитию речи, которые необходимо проводить в летнее время:

  1. Делайте артикуляционную гимнастику (для того, чтобы выполнение артикуляционной гимнастики было не скучным для ребенка, применяйте:

сказку «О веселом язычке», дайте ребенку возможность пофантазировать, придумать свою сказку; артикуляционную гимнастику в стихах);

  1. Выполняйте упражнения на развитие дыхания. Игровые упражнения на развитие дыхания очень нравятся детям.

 Игровые упражнения

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски из бумаги, листочки деревьев и др. с разной силой выдоха). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. Дутье на вертушки. Игра «Футбол»: скатайте из ваты маленький шарик, разметьте ворота (карандашами, счетными палочками, спичками), устройте соревнования с ребенком, кто больше забьет голов (дуйте на ватный шарик, пытаясь попасть в ворота). Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»).

Игровые упражнения

  • «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х),
  • «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс),
  • «Комары и комарики» (произносится звук зззз – большие комары, зь-зь-зь-зь – маленькие комары),
  • «Жуки» (произносится звук жжжж),
  • «Насос» (произносится звук сссс).
  1. Развивайте мелкую моторику ребенка:
  • лепите из пластилина и глины на заданную или свободную тему, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру (в интернете очень много различных видов раскрасок: с любимыми героями детей, раскраски с заданиями: нарисовать контур и раскрасить, раскрасить по цифрам, логопедические раскраски на автоматизацию и дифференциацию звуков, раскраски-прописи и т.д.);
  • проводите пальчиковую гимнастику, играйте в пальчиковые игры (играйте с ребенком в театрализованные и теневые пальчиковые игры, в «Пальчиковые шаги») вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации (из круп, бусин, ракушек, вырезанных фигур из цветной бумаги, пластилиновые аппликации и т.д.);
  • расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики, плетите косички из цветных веревок;
  • собирайте: пазлы, мозаики, конструкторы;
  • выкладывайте буквы, предметы из спичек, счетных палочек;
  • делайте с ребенком оригами (сначала начните с простого, затем усложняйте).
  1. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся   урожай.

  1. Развивайте фонематический слух:
  • «поймай» заданный звук среди других звуков;
  • назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • раздели слово на слоги, прохлопывая его;
  • повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
  1. Развивайте память, воображение. Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  2. Развивайте сенсорное восприятие: разрешайте ребенку трогать, нюхать,

пробовать на вкус (при этом не забывайте просить ребенка рассказывать о своих ощущениях: какое на вкус? Какое на ощупь? и т.д.).

  1. В конце дня можно провести Рефлексию (побеседовать о том, что сегодня видели? Чем занимались? Что больше всего запомнилось?) – это стимулирует речевую деятельность ребенка и развивает диалогическую речь.

Обязательно играйте с ребенком!

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

Спасибо Вам за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
  2. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии / Г.В. Ханьшева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 109 с.
  3. Ульева Е. Большая книга по развитию речи: Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек / Е. Ульева. – М.: Грамотей, 2013. – 48 с.
  4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда на летний период

Рекомендации  для родителей по обогощению словаря детей дошкольного возраста...

Рекомендации логопеда на летний период.

Рекомендации логопеда на летний период....

Рекомендации логопеда на летний период

Консультация для родителей...

Рекомендации логопеда на летний период.

Рекомендации логопеда на летний период.Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой о...

Рекомендации логопеда на летний период

Представлены рекомендации на период летнего отдыха....