Основные типы отношений родителей к речевому дефекту ребенка.
статья по логопедии
В статье описаны различные типы отношений родителей к речевым трудностям ребенка и реакция ребенка на это отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nsportal_osnovnye_tipy_otnosheniy_roditeley_k_rechevomu_defektu_rebenka_-_kopiya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные типы отношений родителей к речевому дефекту ребенка.
1. Принятие ребенка и его дефекта:
«Научите – сделаем!»
Такие родители адекватно оценивают возможности своего ребенка, понимают и принимают его проблемы. С такими родителями работа строится легко, они активно включаются в процесс коррекции, умеют продуктивно общаться с детьми, знают, как и чем их заинтересовать. Родители внимательно выслушивают рекомендации специалистов и стараются по возможности их выполнять, не травмируя детскую психику и не разрушая свою. Коррекционный процесс в данном случае осуществляется с наибольшей эффективностью, результаты являются максимально быстрыми и зависят во многом лишь от степени выраженности речевого дефекта.
«А что, разве у нас есть какие-то проблемы?»
В данном случае родители принимают ребенка, но не замечают отклонений в его речевом развитии. Они привыкают к ненормативному произношению и не слышат его, пропускают аграмматизмы, не ощущают бедности словарного запаса ребенка, считая, что «все дети так говорят». Родители искренне удивляются, когда окружающие обращают их внимание на несовершенство речевой продукции ребенка. Как правило, при разъяснении специалистом сути проблемы, эти родители готовы начать занятия с ребенком и принимать в коррекционном процессе посильное участие либо занимают пассивную позицию.
«Надо бы, конечно, с ним позаниматься, НО…»
Родители слышат неправильную речь ребенка, но не испытывают беспокойства по этому поводу, принимают дефект как данность. Долго не идут за помощью к специалистам, пытаясь найти оправдание в отсутствии времени, болезни и т. д.. В принципе, родители были бы не против проведения коррекционных занятий с ребенком при условии, что логопед вдруг сам «материализуется». Если все-таки и обращаются к специалисту, то выполняют домашние задания нерегулярно, относятся к рекомендациям поверхностно, часто пропускают занятия. Считают, что логопед в состоянии справиться с дефектом самостоятельно, без участия родителей в коррекционном процессе.
2. Принятие ребенка, но отрицание (недооценка) дефекта:
«Он ведь еще маленький! Со временем всему научится…»
Эта группа родителей снисходительно относится к речевым трудностям своего ребенка, считая их обычными для детей данного возраста. Они отличаются от родителей второй группы («А что, разве у нас есть какие-то проблемы?») тем, что замечают особенности речевой продукции ребенка, но не считают нужным предпринимать какие-либо шаги в их преодолении. Уверяют себя, что все «пройдет само собой», таким образом оправдывая собственное бездействие. Связано это как с педагогической неграмотностью родителей, так и, зачастую, с попустительским отношением к речевой проблеме, с нежеланием тратить свои силы и время на занятия. Как правило, подобное отношение распространяется на развитие познавательной сферы ребенка в целом. Родители занимают пассивную позицию, отдавая ребенка «в руки специалистов», считая, что это единственная их заслуга. Коррекционному процессу не препятствуют, но и помощи от них ждать не приходится.
«Он так мило шепелявит…»
У таких родителей искаженная детская речь вызывает умиление. Они активно сопротивляются тому, чтобы их ребенок повзрослел, инфантилизируют его, поощряют любые проявления «детскости», эмоционально высказывая собственное одобрение. Эти родители несомненно любят и принимают собственного ребенка, не травмируют его упреками. Негативным моментом является то, что они, как правило, отстраняются от участия в коррекционных мероприятиях, а иногда даже являются помехой в логопедической работе («Маме нравится, когда я говорю так…»).
«У нас нет никаких проблем!»
Родители отвергают наличие дефекта либо озвучивают лишь небольшую часть проблемы (например, отмечают только нарушения звукопроизношения и не видят общего недоразвития речи). Воспринимают указание на дефект ребенка как личное оскорбление, иногда бывают агрессивными, доказывая неправоту специалистов («Я был такой же, и что?»). Открыто отказываются от предложенных занятий либо, согласившись на посещение коррекционных мероприятий, большую часть из них пропускают. Как правило, подобная позиция связана с подсознательным нежеланием замечать и принимать особенности развития ребенка, с проецированием его проблем на себя, с уязвленным чувством собственного достоинства, со скрытым разочарованием от несостоятельности возложенных на ребенка надежд.
3. Фиксация на дефекте:
«Мы занимались с тремя логопедами – толку никакого!»
Родители знают о наличии дефекта и не могут с ним смириться. Не готовы решать проблему самостоятельно, перекладывают собственную вину на окружающих. Свое недовольство результатами работы специалистов часто озвучивают при ребенке. Сами не прилагают никаких усилий и не занимаются с ним, часто лишь создают видимость собственной работы. Пытаются оправдать собственное бездействие постоянными попытками сменить специалиста, чем крайне затрудняют коррекционный процесс. В результате у ребенка вызывается недоверие к педагогу, снижается учебная мотивация, формируется формальное отношение к занятиям. Создание ситуации, когда у ученика всегда есть возможность объяснить свои неудачи плохой работой учителя, провоцирует возникновение у него манипулятивного поведения: ребенок выстраивает отношения с родителями и педагогом в соответствии со своей выгодой. Относительным плюсом подобного варианта отношений можно считать лишь то, что агрессия и недовольство родителей направлены не на ребенка, а во вне.
«Все так ужасно! Нужно было начать заниматься еще раньше…» или «Это я во всем виновата…»
Члены семьи чрезмерно переживают из-за речевых трудностей ребенка, порой преувеличивая их. В одном случае, взрослые постоянно говорят о проблеме, не верят в исправление дефекта, винят себя в том, что не предприняли мер еще раньше. Высказывают (иногда непреднамеренно) свои опасения ребенку, подчеркивая его несостоятельность, чем вызывают у него чувство неуверенности в себе, боязнь возможной неудачи, способствуют снижению самооценки. Подобное внушение блокирует деятельность учащегося. При малейшем промахе он отказывается от продолжения занятий, не верит в собственный успех. Родители, как правило, согласны принимать активное участие в коррекционной работе, но оно зачастую носит травмирующий характер для ребенка, т.к. родители постоянно акцентируют его внимание на дефекте, недостаточно поощряя успехи. Коррекционный процесс продвигается очень медленно.
В другом случае, родители пытаются подавить отрицательные эмоции, стараются максимально помочь ребенку, их отношение к занятиям очень ответственное (как при 1 типе). У ребенка все же возникает подсознательное чувство тревоги, он понимает, что что-то в нем не так, и, как следствие, испытывает состояние неуверенности в себе.
4. Отвержение ребенка и его дефекта:
«Мне стыдно, когда он начинает говорить / что он не такой, как другие дети…»
Родители стесняются собственного ребенка, не принимают его дефекта. Это может проявляться скрыто, когда родители держат негативное чувство в себе, либо открыто, переходя в раздражение. Даже при скрытой форме в момент общения малыша с посторонними людьми или в их присутствии напряжение родителей становится заметно, что не может не чувствовать и сам ребенок. Он замыкается, старается разговаривать реже и тише, сводит свою речевую продукцию до минимума. Подобный уход от использования вербальных средств общения еще больше задерживает развитие речи. Возможные последствия: повышение тревожности, снижение самооценки, аутизация личности. При открытой форме эти проявления становятся еще ярче. Ребенок даже не пытается чему-либо научиться, еще до начала выполнения предложенных заданий отказывается от работы, ссылаясь на то, что у него «все равно ничего не получится…». Убедить его в обратном зачастую оказывается нелегкой задачей.
«Он все прекрасно умеет, но специально так говорит / молчит…»
Родители не пытаются понять причину трудностей ребенка, обвиняют его в невнимательности, лени, упрямстве, баловстве, капризности. Отказываются от помощи специалистов, не видя в ней необходимости, считая нецелесообразной. В этой группе можно выделить 2 подгруппы:
Родители не обращают внимания на ребенка, не интересуются его успехами и неудачами, не занимаются воспитанием.
Родители настроены против своего ребенка: на него постоянно сыпятся упреки, обвинения, на нем вымещаются вспышки гнева и раздражения по любой причине. Они считают, что ребенок все делает либо им назло, либо просто ленится. У таких родителей дети живут в состоянии постоянного стресса, в невротизирующей обстановке.
Из уст родителей каждой этой подгруппы можно услышать следующую фразу о собственном ребенке: «Да уж… От него никакого толку…», но произнесена она будет по-разному: в первом случае – с пренебрежением и безразличием; во втором – с интонацией досады, недовольства и раздражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об адекватном отношении родителей к зрительному дефекту ребенка
Беседа с родителями за круглым столом о том, как правильно относиться к проблемам ребенка...
Мастер – класс для родителей "Преодоление речевого дефекта у детей с ФФНР"
Практический материал по коррекции речевых нарушений с исподьзованием дыхательной и артикуляционной гимнастик, а также упражнений на развитие мелкой моторики рук....
консультация для родителей "Роль родителей в речевом развитии ребенка"
В консультации отмечается роль родителей в речевом развитии детей,какие внутрисемейные условия необходимы для правильного речевого развития, на практике показано несколько дидактических игр, даны реко...
Консультация для родителей "Роль родителей в речевом развитии ребенка
В консультации отмечается роль родителей в речевом развитии детей,какие внутрисемейные условия необходимы для правильного речевого развития, на практике показано несколько дидактических игр, даны реко...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...
Памятка для родителей "Роль родителей в речевом развитии ребенка"
Роль родителей в речевом развитии ребенка...