Самообразование учителя-логопеда «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
материал по логопедии (старшая группа)

Комарова Марина Александровна

Цель :повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности в развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_logopeda_dyhanie.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителя-логопеда «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

План по самообразованию учителя-логопеда 

Тема«Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

Цель :повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности в развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Задачи:

- разработать основные направления логопедической работы по формированию правильного речевого дыхания.

- изучить различные методики формирования физиологического и речевого дыхания у детей с нарушением речи;

- повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах формирования физиологического и речевого дыхания;

- подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания;

-оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания;

ПЛАН

Сентябрь: Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме самообразования, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей.

Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб, 1999.

Октябрь:  Продолжать изучение учебно-методической литературы по данной теме самообразования, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей. Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб., Детство-Пресс, 2012.

Ноябрь: Заочное онлайн изучение выбранной темы самообразования. Прослушивание вебинаров.

Декабрь : Оформление наглядной просветительской информации:

1. Стендовая консультация: «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи ребёнка»

2. Составление картотеки для развития речевого дыхания-оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания;

Январь: презентация буклета «Дыхательная гимнастика».

Просмотр различных интернет-источников, относящихся к теме самообразования.

Февраль: оформление наглядной просветительской информации: памятки, буклеты. Изготовление тренажеров для дыхания.

Март: подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания.

Апрель:  консультация: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи». Поиск новых инновационных методов развития речевого дыхания.

Май: анализ проведенной работы и степени реализации поставленных целей и задач.

Обоснование выбранной темы

Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.

У детей с нарушениями речи часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем: слабый вдох; недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;  неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.

Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»). Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком. Начинать работу необходимо с выработки сильного, длительного, ротового выдоха. Для решения этой задачи мы используем различные игры и упражнения.

Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений у в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания в рамках деятельности логопеда.

Инструментом стимулирования речевого дыхания является игровая деятельность.

Итогом работы должно стать создание методологического инструментария (рекомендаций, картотек игр, консультаций, буклетов, пособий по дальнейшему совершенствованию дыхательной функции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям:"Варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи - презентация

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников ...

"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи".

laquo;Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»...