Развитие мотивации и самоконтроля у детей с ТНР через логопедические игры
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра -это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский . Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Моти ва ция - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Для чего вообще нужна эта мотивация? Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Мотивация позволяет решить сразу несколько задач: Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. авно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. У дошкольников можно выделить следующие показатели сформированности самоконтроля: - умение перед началом работы спланировать ее; - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением. - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Трудности у детей с ТНР Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности в изложении развёрнутых высказываний и их языкового оформления. В результате целенаправленного использования игр на занятиях, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
В своей речи мы, взрослые, очень часто делаем мелкие ошибки и исправляем их так быстро, что никто и не успевает их заметить. Такое быстрое выявление и исправление ошибок обуславливается процессом самоконтроля и самокоррекции . Детям с речевыми нарушениями очень трудно контролировать свою речь. Однако можно и даже нужно развивать у них самоконтроль и способность самостоятельно исправлять и изменять свою речь. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников следует применять стимульный материал (в виде дидактических игр) на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.
Логопедические игры помогают формированию словарного запаса и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР . Задачи, планируемые логопедом при использовании логопедических игр • Помочь детям расширять и обогащать речевой опыт. • Учить правильному согласованию слов в предложении. • Развивать связную речь. •Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, развивать стремление качественно выполнять задания. •Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов: -Соблюдение интересов ребёнка -Системности -Непрерывности -Доступности -Доброжелательности
Игра «Коврик знаний» Цель игры - пройти по цветным дорожкам к финишу, выполнив правильно все задания и преодолев различные препятствия . Препятствия – это различные задания, которые составил педагог по лексическим темам. Фишки устанавливаются в начале пути на квадрате с цифрой «1». Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик.
«Назови лишнее слово». Цель: уточнять знания детей в классификации объектов по существенному признаку, активизировать в речи обобщающие понятия и упражнять в построении простого высказывания при объяснении своего выбора. Описание: Взрослый называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее. а. Лишнее слово среди имен существительных: Кукла, яблоко, пирамидка, юла, мяч. Стол, шкаф, машина, кресло, диван. б . Лишнее слово среди прилагательных: желтый, красный, сильный, зеленый
«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Описание: Взрослый называет ребенку любое слово по лексической теме, а ребенок должен сказать это слово ласково.
На логопедических занятиях мотивация ребенка С ТНР к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы. Формирование у ребенка потребности к правильной речи как составной части мотивации осуществляется через: 1) формирование у ребенка положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях; 2) формирование у ребенка потребности к преодолению трудностей на логопедических занятиях; 3) формирование у дошкольника потребности к самоконтролю над правильным звукопроизношением .
В качестве поощрения мною используются наклейки, стикеры , смайлики, солнышки, звездочки , ладошки и т.п. Такой вид поощрения более желателен для использования на логопедических занятиях в связи с тем, что возможно его отсроченное применение: например, в конце занятия или после получения определенного количества жетонов (фишек). Также в качестве поощрения предоставляю ребенку какую-либо любимую игру или деятельность в конце занятия. Таким образом, можно сказать, что правильный выбор поощрения способствует формированию устойчивой мотивации к автоматизации поставленных звуков, сформированных на логопедических занятиях, усвоению и закреплению пройденного материала.
Для того чтобы разнообразить рутинный процесс , мотивирующий детей на занятия можно использовать: Массажные мячики; Массажные колечки; Платочки; Прищепки; Щетки, Резинки для волос; Медицинские пипетки; Шестигранный карандаш или шариковая ручка; Катушки; Бигуди Счетные палочки Массажные коврики и др.
Ценность логопедических игр для детей с ТНР состоит в том, что сам процесс обучения они делают эмоциональным и при достаточно большом количестве повторений сохраняют интерес к заданиям, создается ситуация успеха в учебной деятельности, формирующая чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости от полученных знаний и умений. Таким образом, применение на логопедических занятиях стимульного материала в виде игр, направленных на формирование функций самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков, позволяет научить детей оценивать собственное произношение, активизировать слуховое внимание, способствовало формированию навыков самоконтроля, закреплению и применению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактическую игру».
Родительское собрание - выступление...
рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...
ПРОЕКТ по развитию коммуникативных и творческих способностей детей старшего возраста, через театрализованные игры
«Ребенок не может жить без смеха.Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех е...
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры
В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...
Взаимодействие с педагогами" Обучаем детей связной речи через логопедические игры"
Обучаем детей связной речи через логопедические игрыКонсультация для воспитателей Использованная литература: 1 Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошколь...
Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактические игры"
Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через дидактические игры"...