"Инновационные формы работы учителя-логопеда"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
"Квест-игра – инновационная форма работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_uchitelya-logopeda.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра – инновационная форма работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи.
Подготовила: Таштандинова Юлия Петровна,
Учитель-логопед МБДОУ Белоярский детский сад «Колосок».
Приоритетной формой работы с дошкольниками является игра. Она для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить квест - технологию, которая относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест – игра, в которой игроку или игрокам необходимо искать различные предметы, выполняя задания и решая головоломки. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения познавательной активности и мотивационной готовности к исследованию.
В коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи использование квест-игр возможно при фронтальной работе с детьми по развитию лексико-грамматических средств языка и занятиях по обучению элементам грамоты. Так как уже было сказано, что квест – это командная игра.
Но помимо фронтальной работы, элементы квест – технологии могут быть использованы и при индивидуальной работе с ребенком-логопатом. Надо всего лишь переложить структуру индивидуального занятия на так называемую «КАРТУ» и, таким образом, занятие превращается в увлекательное приключение, в конце которого, ребенок получает долгожданный клад – приз. В нашем случае – это наклейки. Благодаря приключенческому механизму на индивидуальном занятии создается условие для более активного включения в игру застенчивых (неуверенных) детей и наоборот, данная карта помогает в работе с гипер-активными детьми, т.к. является неким условным обозначением. Ребенок знает, что он закончит заниматься только тогда, когда пройдет и выполнит все задания квеста, которые есть на карте.
В виде квест – игры я проводила подгрупповые занятия (ООД) в старшей и подготовительной группах по темам: «Предлоги «НА и ПОД». Лексическая тема: «Электроприборы-помощники для Золушки». Во время организационного момента ребята решили помочь Золушке (чтобы она справилась с работой быстро и легко), найти спрятанные в группе электрические приборы (игрушки). Чтобы их найти нужно было выполнить задания: в ходе выполнения заданий я объясняла детям значения и схемы предлогов «НА и ПОД».
Например:
- Какое маленькое слово вы сейчас называли? Маленькое слово «НА».
- Игрушки лежали внизу или наверху? А когда предмет находится наверху чего-то, появляется маленькое слово «НА». На полке, на столе, на стуле.
- Молодцы! А первого помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+ картинка (подоконник) - в этом месте.
- Второе задание, тоже сложное, будьте внимательны:
- Сейчас я прочитаю предложения. Послушайте меня и поднимите нужную схему. Какое маленькое слово я назвала «НА или ПОД»?
Кот залез под шкаф. Подушка лежит на диване. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её. Петух взлетел на забор. Мышка забежала под шкаф. Снегирь сидит на ветке.
- Второго помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+картинка (зеркало) - в этом месте.
Третье задание:
Составление предложений по сюжетным картинкам
Детям предлагается посмотреть на картинки и составить предложения с маленькими словами «на», «под».
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога.
Кот лежит на кровати.
Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой.
Кот лежит под кроватью.
Далее пары картинок меняются на другие (белка — дерево, салфетка — тарелка).
- Третьего помощника для Золушки вы сможете найти (схема)+ картинка (стол) - в этом месте.
Также отработали предлоги в подготовительной группе, только уже после того как нашли предмет, составляли предложения и схемы предложений.
Например:
- Чтобы птичек нам найти, нужно отгадать загадку и использовать схему (показать знакомые детям схемы предлогов на и под).
- А вот и первая загадка:
Зимой закроем мы его,
А летом – открываем.
Закончим слово мы на «О»
И так же начинаем. (Окно) + схема предлога «ПОД».
- Кто спрятался под окном? Давайте составим схему этого предложения.
- Предложение всегда начинаем с большой буквы.
Дети составляют предложение из 4 слов. Синичка спряталась под окном. И так далее.
По обучению грамоте в квест-игру можно включать такие задания как: собери картинку и прочитай слово, прочитай по первым буквам, расставь буквы по порядку и прочти слова, найди спрятанные слова, угадай на какую букву похожи эти предметы и т.д.
В работе с предлогами, а также с предложениями и по развитию связной речи, по звукопроизношению мы часто используем символы звуков, схемы предлогов, схемы предложений всё это хорошо сочетается в таких играх, как квест. В конце таких игровых занятий дети решают игровую проблему, но в то же время выполняют педагогическую задачу. Также им всегда очень интересно догадываться, особенно интересно искать, находить, они увлечены игрой, результатом, работают в команде.
Используемые интернет-ресурсы:
https://www.1urok.ru/categories/20/articles/15701
Литература:
1.Сударикова С.А. Организация учебного процесса с использованием новых инновационных технологий обучения./Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть 2. – М. – с.505-510.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ
Буклет для родителей и педагогов. Подсказка для работы....
Интерактивная взаимосвязь-инновационная форма работы учителя-логопеда с семьей.
Статья об интерактивной взаимосвязи учителя-логопеда с семьей. Такая инновационная форма взаимосвязи очень актуальна в логопедической работе....
Инновационные формы работы учителя-логопеда с семьями воспитанников
Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детског...
Инновационные формы работы учителя-логопеда с родителями и детьми
В настоящее время особой популярностью у педагогов пользуются инновационные, нетрадиционные формы работы не только с детьми, но и с родителями, которые в соответствии с требованиями ФГОС ДО, становятс...
"Инновационные формы работы учителя - логопеда с родителями в ДОУ"
quot;Инновационные формы работы учителя - логопеда с родителями в ДОУ"...