Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет
консультация (младшая группа)

Меликова Марина Вячеславовна

В своей статье мне хотелось рассмотреть с родителями основные правила общения с ребенком 2-3 лет., помочь найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей 2-3 лет: рекомендации логопеда для занятий дома

В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условиях дети начинают говорить все позже и позже. Почему?

Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года - это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?


Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!


А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами. Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает.

В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.



Когда необходима помощь специалиста?


1. Ребенок не произносит звуки в первые 8 месяцев своей жизни. Если ребенок упорно молчит в этот период – это причина обратиться к неврологу.
2. В 10 -14 мес. не понимает обращенных к нему слов, не оборачивается, когда к нему обращаются, если спросить «где?» не поворачивает голову в сторону постоянных предметов домашние обстановки, а для привлечения к себе внимания использует плачь – это повод обратиться к детскому неврологу.
3. В 14-18 мес. ребенок не различает на слух предметы из окружающей обстановки и не показывает их на картинке, не показывает глазки, носик на себе и на игрушке.

4. В 1,5 – 2 года не выполняет простейшие инструкции взрослого такие как: «Подними мячик и дай мне», «Возьми красный мяч и положи на стул».
5. В 2-3 года ребенок не говорит простые предложения вида «Мама, пойдем гулять», «Мама дай». Отсутствие фразовой речи в 2,5 года, а именно когда ребенок не может составить из слов простое предложение, говорит о задержке речевого развития.

Рассмотрим базовые правила общения с ребенком до трех лет.

Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет

Начнем с ключевых правил, которые помогут найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.

  1. Мотивируем на общение

Ребенка нужно замотивировать на речевое развитие. Если просто выпрашивать: «Скажи папа», то ничего не выйдет, ему это не очень интересно – поскольку нет мотива. Делать это нужно в формате игры, важно, чтобы она была ему интересна.

Совместные игры — эффективный формат освоения новых знаний и навыков для детей.

Например, папа прячется, а малыш вместе с мамой его ищут. При этом мама может громко призывать папу: «Папа, ты где?». Тогда ребенок охотнее скажет это слово. Ещё папа может кричать «ку-ку», в этом случае его можно будет искать на слух. Согласитесь, так гораздо интереснее, чем просто повторять слова.

  1. Поощряем речевые проявления ребенка

Поощряйте своего малыша за любые речевые проявления. Пусть этот будет неполное слово, его частичка или даже звукоподражание. Если, увидев на картинке собаку, он произнесет «ка» или «ав», похвалите его, не поправляйте на первых порах, а просто сами произнесите это слово правильно.

  1. Интересуемся сказанным

Проявляйте интерес к речи ребенка, даже если она еще не очень понятна. Попробуйте повторить то, что он сказал. Пусть это будет бессвязный набор звуков. А если не сможете повторить, улыбнитесь и спросите: «Правда?». Не забудьте изобразить удивление.

  1. Исключаем из речи слова «скажи» и «повтори»

Постарайтесь не использовать эти два слова, в первую очередь, в ситуации, когда приходят гости. Ребенку физически сложно произнести что-либо, он чувствует неуверенность в себе. А вы просите сделать это на публике. Тогда малыш просто замыкается, а желание к речевым реакциям пропадает полностью. Эти слова следует заменить вопросами «Что это?», «Кто это?». При этом сначала можно ответить самим. Затем задать вопрос и выдержать паузу. Дайте время ребенку, чтобы он произнёс все сам.

  1. Говорим четко, громко и в размеренном темпе

Таким образом вы создаете для малыша возможность для понимания вашей речи. Когда взрослый «тараторит», не выделяет интонационно значимые по смыслу слова, ребёнку сложно воспринять сказанное. Для него все это – просто фоновый шум. В ситуации, когда кто-то из родителей или близких говорит недостаточно громко, ребенку приходится напрягать слух и прислушиваться. Он может не расслышать все слово целиком, а, значит, вряд ли сможет правильно его воспроизвести и понять.  

  1. Говорим просто

Не стоит перегружать ребенка сложной лексикой. К примеру, такие слова, как «мотоциклист», «полицейский», «экскаватор», он вряд ли сможет выговорить, пусть даже в очень интересной игре.

  1. Говорим правильно

Для ребёнка речь близких – это образец. Помните об этом, когда вам захочется в очередной раз «посюсюкать» с малышом. Не коверкайте свою речь.

  1. Произносим слова с удовольствием

Будьте эмоциональны в беседе. Выделяйте слова, растягивайте их. Тогда малыш будет прислушиваться и проявлять любопытство к тому, что вы говорите.

  1. Обсуждаем то, что окружает нас

Говорим о том, что мы видим прямо сейчас, в данный конкретный момент. Нет смысла вспоминать о собаке, которую вы видели вчера во дворе. Лучше поговорите о том, во что вы играете с малышом в данную минуту, обсудите, что он сейчас будет есть на обед и т.д.

  1.  Озвучиваем действия

Например: «Папа спит!», «Киса пьёт молоко!», «Ваня ест кашу!  Как вкусно!». Если малыш показал на машину, скажите: «Машина! Машина едет!».

Но все же не переусердствуйте! Не нужно говорить без остановки. Тяжело воспринимать речь, если слышишь ее постоянно. Вспомните людей, которые, не умолкая, болтают. А теперь представьте, что она находится с вами каждый день с утра до вечера. Через какое-то время вы точно перестанете его воспринимать.

Соблюдая эти простые базовые правила, вы сможете побудить ребенка к общению, научите его слышать и воспринимать речь близких людей. Возможно, сначала будет сложно перестроиться, но со временем разговаривать с малышом «по правилам» войдёт в привычку.

Ранняя профилактика речевых нарушений в домашних условиях

Все занятия должны проходить в эмоционально-благоприятной обстановке и в игровом формате. Помните, что в начале занятий внимание вашего ребёнка будет удерживаться не более 5 минут. Постепенно это время будет увеличиваться. Главное, чтобы ему было интересно!

  1. Развитие артикуляционных движений.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.  

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить упражнения нужно систематически. Только тогда будет достигнут

нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. (Картинки

7-8).

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Развитие речевого дыхания

Обращаем внимание на:

  • формирование сильного плавного ротового выдоха;
  • контроль длительности выдоха;
  • направление воздушной струи.

Для формирования речевого дыхания существует огромное количество простых игр.

Но важно знать определённые правила:

  • Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Во время выдоха губы выдвинуты вперёд «трубочкой», как при «поцелуйчике». Сначала научите малыша складывать губы в форме трубочки, а затем предложите ему так подуть.
  • Выдыхать воздух нужно полностью.
  • Щеки во время выдоха не надуваем, иначе в них уйдет весь воздух.
  • Играть достаточно в течение 5 минут, иначе у малыша может закружиться голова.
  • Помещение, в котором проводятся игры на развитие дыхания, должно быть хорошо проветриваемым.
  • Во время вдоха и выдоха плечи ребёнка не должны подниматься.

Игры на развитие речевого дыхания вы можете придумать и обыграть самостоятельно. Например, устроить «бурю в стакане». Для этого вам потребуется вода и трубочка из-под сока. Вставьте трубочку в стакан с водой и предложите малышу подуть через нее. В воде начнут бурлить пузырьки. «Ого, какая большая буря у тебя получилась», – скажете вы. А после этого увидите, как малыш подует ещё сильнее, чтобы удивить вас.

Можно задувать свечу, дуть в свисток или дудочку, надувать мыльные пузыри.

Развивать дыхание можно и на улице. Зимой – сдувать снежинки с варежки, летом – «пушинки» с одуванчиков.

Такие простые, но очень увлекательные занятия помогут сформировать у малыша длительный плавный ротовой выдох.

Заключение

Как видите, процесс запуска говорения не такой простой, как может показаться. Он определяется множеством факторов. И не всегда бывает, что все они синхронно срабатывают. Основная задача родителей  - создать максимально благоприятную среду для запуска и развития речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила общения с ребенком

Позитивное общение с ребенком...

12 основных правил общения с ребенком

Можно быть замечательным родителем и совершенно не уметь общаться с ребенком. Существуют правила, которые помогут вам узнать своего ребенка....

Правила общения с ребенком

Воспитание ребенка - тяжелый труд! Это несложные правила помогут каждому родителю превратить "работу" в удовольствие, сохранить дружеские, доверительные отношения со своими любимыми детками....

12 правил общения с ребенком

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА! ...

Консультация для родителей "Десять правил общения с ребенком"

Консультация для родителей "Десять правил общения с ребенком"...

Рекомендации родителям по развитию речи в повседневном общении с ребенком с СД

Рекомендации родителям по развитию речи в повседневном общении с ребенком с СД...

6 правил общения с ребенком с особенностями развития (РАС)

6 правил общения с ребенком с особенностями развития (РАС) Количество детей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? Что должен знать каждый из нас, чтобы...