«Индивидуальные формы работы учителя - логопеда с родителями»
статья по логопедии

Карфидова Марина Александровна

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению контактов между педагогами и родителями принадлежит детскому саду. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в этой работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальные формы работы учителя - логопеда с родителями»

              Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению контактов между педагогами и родителями принадлежит детскому саду. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в этой работе. Наряду с единой задачей повышения педагогической культуры родителей актуальной проблемой настоящего времени является осуществление дошкольными учреждениями дифференцированного индивидуального подхода к работе с семьей. При этом важно учитывать различные социальные и педагогические факторы: уровень нравственной и духовной воспитанности родителей, их образование, жизненный опыт, особенности воспитания. Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные контакты предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители внедряют в практику наиболее оптимальные приемы воспитательного воздействия на детей.

              Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

              Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности дошкольного учреждения и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

              В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.  Опыт работы позволил определить традиционные формы работы учителя - логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков: родительские собрания; посещение открытых логопедических занятий; индивидуальные беседы и консультации; информационные стенды в группе и в кабинете логопеда, индивидуальные буклеты для родителей; анкетирование.

              Логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей, зачисленных на логопедический пункт детского сада. Условия сотрудничества подробно объясняются логопедом на родительском собрании, которое проводится в начале учебного года. На этом собрании решаются организационные вопросы проведения коррекционных занятий. Особенно подчеркивается, что пребывание ребенка на логопункте имеет определенные сроки. Следовательно, для достижения хорошего результата родители должны стать активными помощниками логопеда.  Индивидуально с каждым родителем обсуждается  речевое заключение ребенка.  Общаясь с родителями индивидуально, учитель - логопед получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи, дать родителям конкретные советы. В результате учитель-логопед может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Для того чтобы избежать ошибок в общении необходимо планировать частоту содержания общения, его цели, ожидаемые результаты, продумывать позитивную информацию о ребёнке. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, специалист может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы.

              Эффективная форма выявления динамики развития ребенка – систематическое проведение индивидуально-практических занятий в присутствии родителей, помогающих ей в правильном и содержательном взаимодействии со своим ребенком.

              Для осуществления контроля за повторением и закреплением изученного материала родителями в папку для индивидуальных занятий и рекомендаций логопеда  вкладывается тетрадь, на обложку которой наклеивается фото ребенка. В нем логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Такой дневник способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.

              Эффективная форма взаимодействия с семьей в логопедической работе – издательская деятельность. В помощь родителям  ежемесячно выпускаем журнал «Семейная игралочка» и «Звукоречик», с которыми можно знакомиться и играть с детьми дома. Информация предназначена для профилактики речевых нарушений у детей.  Не менее популярными являются памятки-рекомендации  учителя – логопеда для родителей. Они компакты по размеру, содержание кратко и доступно для любого родителя. Тематика памяток разнообразна.

              Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков. Их целесообразно приглашать на индивидуально-подгрупповые семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:  как готовить руку к письму или как упражнять артикуляционный аппарат и т.п.

              В нашем детском саду организована игровая гостиная   «Поиграй-ка».  Совместно с музыкальным руководителем учитель–логопед проводит индивидуально (или  с подгруппой) логоритмические игры-занятия для детей  и родителей. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

              Совместная работа учителя - логопеда с родителями является неотъемлемой частью комплексного коррекционного процесса на логопункте детского сада.

              Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Формы работы учителя - логопеда с родителями

Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями:  индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер ...

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"

В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.

Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями

Работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей определена как обязательная и входит составной частью в программы воспитания и обучения детей с нарушением речи. Руководствуясь д...