Дидактическая игра "Мир вокруг нас"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дидактическая игра, направленная на речевое развитие дошкольников. Для полноценого развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра,возникающая и развивающаяся по его инициативе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Дидактическая игра "
Автор проекта: Учитель-логопед Казакова А.А.
Тип проекта: практико- ориентировочный
По числу детей: групповой
По продолжительности :краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и их родители.
1.
Актуальность: Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5,это:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Самостоятельная деятельность детей –одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры», как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС». Проблема Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
3.Цель проекта: формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры.
4.Задачи проекта:
- научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
- познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;
- пополнение развивающей среды: приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.
Проблема: Как повысить внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Ожидаемые результаты:
1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома»,фоторепортажи: «Как и чем мы играем в детском саду», «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»
3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу, активное использование развивающих игр дома с детьми.
4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
I этап проекта: подготовительный
1. Изучение материала.
2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.
3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.
4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.
5. Разработка плана реализации проекта.
II этап проекта: основной. Работа по реализации проекта.
Решение поставленных задач с детьми:
1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.
4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.
2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!»
3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.
IIIэтап: заключительный
Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Решение поставленных задач с детьми: Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия. Проблемные ситуации для закрепления правил игры. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
34 Решение поставленных задач с родителями: Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных и обучающих задач. Организация выставки для родителей «Играя учимся, играя познаём!», где можно увидеть в какие настольно дидактические игры играют дети в группе. Наглядная информация «Роль развивающих игр для детей 4-5 лет», «Игры которые можно провести дома», «Дидактические игры на прогулке», «Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию». Консультация практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!». Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
35 Результат: Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. Итог создание родителями в группе новых игр, активное использование развивающих игр дома.
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина,СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Нищева Н. В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы,рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МИР ВОКРУГ НАС»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«МИР ВОКРУГ НАС»...
Дидактические игры «Окружающий мир. Природа вокруг нас»
Дать представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, развитие образного мышления....
Наглядно-дидактическое пособие «Мир вокруг удивительный и разный»
Ссылка для скачивания: https://yadi.sk/d/yfQjPL-F3NaHDG...
Дидактические игры «Насекомые вокруг нас»
: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое»....
Дидактическое пособие "Мир вокруг меня"
Дидактическое пособие развивает интерес детей, их любознательность и познавательную мотивацию. Его можно использовать при реализации следующих образовательных областей: «познавательное...
Дидактическая игра "Вокруг да около"
Данная игра предназначена для детей с общим недоразвитием речи среднего и старшего дошкольного возраста. Игра направленна на формирование понимания предлогов и употребление их в речи....
Дидактическая игра "Вокруг света"
Формировать представление о материках и разнообразии животного мира в них. ...