Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для воспитателей артикуляционная гимнастика в старшей группе доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в старшей группе
Одно из важнейших направлений формирования личности ребенка-речевое развитие , помогающее ребенку открывать этот мир. Для правильного и главное своевременного развития функций речи немалые усилия требуются от воспитателя. Поэтому в детском саду обязательным элементом учебно-воспитательским процесса является артикуляционная гимнастика, организация работы над которой имеет свои особенности в зависимости от возраста воспитанников.
Артикуляционные упражнения представляют собой совокупность заданий , выполняемых перед зеркалом и нацеленных на укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции , развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов , которые задействованы в речи.
Целями проведения речевой гимнастики с воспитанниками старшей группы являются:
- Выработка правильных , скоординированных движений и поз органов речи (губ, языка, неба, нижней челюсти)
- Разработка умения объединять элементарные движения органов артикуляции в сложные ,т.е правильно проговаривать звуки (в старшей группе это работа с артикуляцией звуков «л»-«р», а также начало дифференциации свистящих –«с» «ш» «з» «ж» «ц» «ч» «с» «щ» звонких и глухих «в» «ф» «з» «с» «ж» «ш» «б» «п» «д» «т» «г» «к»
- Воспитание культуры речи ( в работе над упражнениями дети пополняют словарный запас , осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания)
Гимнастика практикуется с раннего дошкольного возраста , поэтому в старшей группе задачами этой работы являются :
- Закрепление базовых движений органов , участвующих в артикуляции
- Продолжать начатую в средней группе подготовку органов аппарата речи к произношению звука «Р»
- Представления о спинке языка и ее способности быть узкой или широкой
- Тренировка произвольного внимания ( дети 5-6 лет уже более осознанно и активно концентрируются на выполнении поставленной задачи)
Виды артикуляционной гимнастики :
- Профилактический (проводится воспитателем с целью тренировки органов артикуляционного аппарата и профилактики основных дефектов речи)
- Диагностический (в группе проводится педагогом для выявления основных нарушений в речи воспитанников, а индивидуально организуются логопедом для выстраивания стратегии коррекционной работы)
- Коррекционный (проводится логопедом индивидуально с ребенком)
Методические приемы артикуляционной гимнастики:
- Речевые приемы – ведущее место занимает объяснение . Педагог обязательно проговаривает порядок выполнения задания . Для того чтобы мотивировать воспитанников для выполнения артикуляционной гимнастики можно использовать загадки или стихотворения . Рифмовки для введения ребят в тему упражнения должны быть короткими.
- Наглядность – без этого приема не обходится ни один вид работы с детьми и упражнения на артикуляцию не исключение.
- Демонстрация –педагог сам показывает порядок выполнения задания
- Показ-ребята повторяют движения за героем видеоролика
- Практические приемы- это своего рода рефлексия на тему упражнения , которая может осуществляться в виде рисунков, аппликаций или поделок.
- Игровой прием- задания артикуляционной гимнастики обычно оформляются в виде игр.
Методика проведения артикуляционной гимнастики с ребятами старшего возраста :
- Артикуляционная гимнастика проводится перед завтраком в течение 4-5 минут
- 2-3 статических заданий (тренировка одной позы органов артикуляции , например, «улыбка»- улыбнуться так , чтобы показались зубы , задержать это положение до 10)
- 2-3 динамических заданий (формирование умения переключать органы речи с одной позиции на другую, например, «Хомячок» - упирать язык , то в правую, то в левую щеку поочередно
- 1 задание на речевое дыхание , необходимое для плавности речи (тренировка навыка делать более быстрый вдох и замедлять выдох)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...