Сензитивные периоды развития речи
презентация по логопедии
В данной презентации представлены сензитивные периоды развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senzitivnye_periody_razvitiya_rechi.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ? Л.С.Выготский определил очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их - сензитивные периоды развития . «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития ». Главное, что стоит запомнить, что возрастные нормы были разработаны с учётом биологического и индивидуального развития детей. Поэтому ребёнок может чуть позже или чуть раньше научиться чему-либо, но такой разрыв не должен быть больше 2 месяцев (например, малыш в норме начинает сидеть от 6-8 месяцев, если этого не происходит, необходимо обратиться к неврологу).
П ять сензитивных периодов развития речи, предложенных Л.С. Выготским: 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики. 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи. 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение. 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.
Сензитивные периоды, разработанные итальянским педагогом Марией Монтессори СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам. 1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова. 2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка. 2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли. 3,5-4 года: осознанное употребление речи. 4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем. 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли.
В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы. Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь. Дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Дети учатся подражать звукам. В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка . Если ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу.
В возрасте около 1 года Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
В возрасте около 1.5 лет Ребенок начинает выражать свои чувства, желания с помощью слов. Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Категорический запрет на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, поэтому речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.
В возрасте 2.5 - 3 лет Ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.
В возрасте 3.5 - 4 лет Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами. Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.
В возрасте после 5 лет Ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли
Раннее детство – сензитивный период для физического, психического и личностного развития ребенка. Овладение речью в этот период перестраивает высшие психические функции, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет
Консультация для воспитателей и родителей...
Сензитивные периоды развития ребёнка по М. Монтессори
Раскрывается понятие сензитивного периода и особенности каждого сензитивного периода развития ребёнка по Монтессори....
Сензитивные периоды развития ребенка.
Сензитивный (или сенситивный) от лат.«sensus»означает «чувство, ощущение».Это кратковременные периоды повышенноговосприятия и лёгкого развития способностей....
Комментарий к презентации "Сензитивные периоды развития ребенка"
Комментарий к презентации "Сензитивные периоды развития ребенка"...
Родительское собрание "Сензитивный период развития детей"
Сенситивные периоды это возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений. Что же нужно знать, чтобы сенситивные п...
Статья. Сензитивные периоды развития речи ребенка от 0 до 6 лет.
Как проходит развитие речи ребенка с периода внутриутробного развития и до поступления в школу, какие факторы влияют на возникновение проблем с речевым развитием.Кратко и доступно для педагогов и роди...
Сензитивные периоды развития ребенка
статья...