Презентация Автоматизация звук [Ш] в словах
консультация по логопедии (старшая группа)

Королькова Светлана Владимировна

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

 для воспитателей групп компенсирующей направленности

«Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

 для воспитателей групп компенсирующей направленности

«Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста».

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

 У детей со стертой дизартрией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого — к сложному». Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. 
При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала. 
 При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: 
1)              шипящие — перед [о], [у] (губы выпячены); 
2)              свистящие — перед [и], [ы] (губы растянуты в
стороны и сближены);

[л] — в сочетании с [а] и [ы];

  1. [р] — после [т] и [д];
  2. [с], [з], [ш] — в открытом слоге;
  3. взрывные [ц], [ч], [щ], [к] — в закрытом.
    В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях. 
     Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов.   Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он
     меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных. 
    В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т. д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем — в конце (если звук глухой), далее в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками. 
    Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности. 
    Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике. 
     Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходят к словам с обратным слогом. И только потом переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты. 
    Вопросам закрепления правильного звукопроизношения в спонтанной речи уделяется недостаточно внимания. Логопедическая работа сводится к воспитанию правильного произношения дефектных звуков в различного рода, слогах и звукосочетаниях, затем в словах, предложениях и различных видах развернутой речи. Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т. е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.   
    Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука
     предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала.  Переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению. 
    Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:
  1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. Автоматизация звука в предложении;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

5.   Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; 
6.   Автоматизация звуков в разговорной речи. 


Методическое обеспечение к консультации «Автоматизация звуков у детей дошкольного возраста».
: 
Игры на автоматизацию звуков речи:

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Советы педагогам:

  1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

  1. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

  1. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  1. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  1. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  1. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Учитель – логопед Королькова С.В.



Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

 для воспитателей групп компенсирующей направленности

«Автоматизация и дифференциация звуков у детей дошкольного возраста».

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

 У детей со стертой дизартрией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого — к сложному». Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию. 
При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала. 
 При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: 
1)              шипящие — перед [о], [у] (губы выпячены); 
2)              свистящие — перед [и], [ы] (губы растянуты в
стороны и сближены);

[л] — в сочетании с [а] и [ы];

  1. [р] — после [т] и [д];
  2. [с], [з], [ш] — в открытом слоге;
  3. взрывные [ц], [ч], [щ], [к] — в закрытом.
    В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях. 
     Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов.   Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он
     меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т. к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных. 
    В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т. д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем — в конце (если звук глухой), далее в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками. 
    Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности. 
    Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике. 
     Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходят к словам с обратным слогом. И только потом переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты. 
    Вопросам закрепления правильного звукопроизношения в спонтанной речи уделяется недостаточно внимания. Логопедическая работа сводится к воспитанию правильного произношения дефектных звуков в различного рода, слогах и звукосочетаниях, затем в словах, предложениях и различных видах развернутой речи. Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т. е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.   
    Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука
     предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала.  Переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению. 
    Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:
  1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. Автоматизация звука в предложении;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

5.   Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; 
6.   Автоматизация звуков в разговорной речи. 


Методическое обеспечение к консультации «Автоматизация звуков у детей дошкольного возраста».
: 
Игры на автоматизацию звуков речи:

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет заниматься, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Советы педагогам:

  1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

  1. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

  1. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  1. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  1. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  1. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Учитель – логопед Королькова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Автоматизация звука Ш в словах"

Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала и поэтому у детей быстро наступает усталость и пресыщение от этой утомительной д...

Электронная презентация "Автоматизация звука З в словах, предложениях "

Автоматизация звука З в словах, предложениях через использование лексико-грамматических упражнений...

Игра - Презентация "Автоматизация звука Р в словах"

Игра - презентация "Автоматизация звука Р в словах" предназначена для детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения.Скачать презентацию:http://narod.ru/disk/17812652001.3557128085b416bada...

Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....

Презентация «Автоматизация звука р в словах и предложениях» и конспект логопедической НОД

Аннотация – Презентация  предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях.  Смена слайдов на...

Презентация "Автоматизация звука л в словах"

В презентации представлен иллюстративный и речевой материал для закрепления правильного произношения звука л в словах. Включает звуковые эффекты. Развивает словарный запас по теме "Животные". Презента...