Консультация для родителей «В России растёт поколение неговорящих детей»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Исаева Людмила Владимировна

В статье для родителей кратко описаны проблемы "неговорящих" детей. Указала причины и последствия сложившейся ситуации. Что делать обществу и, в частности родителям для спасения подрастающего поколения? Какова роль гаджетов в жизни детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_rossii_rastyot_pokolenie_negovoryashchih_detey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

В России растёт поколение неговорящих детей.

В детстве многие из нас с удовольствием потешались над приятелями, не выговаривающими звук «Р» или забавно свистящими во время смены молочных зубов. Сегодня такие милые недостатки сменили более серьёзные проблемы с речью, мышлением и кругозором юных россиян.

Каковы причины?

 Дети, родители которых сегодня обращаются за коррекцией, очень сильно отличаются от детей, рождённых 10 -15 лет назад. Это совершенно другое поколение. Раньше у большинства малышей было нарушено звукопроизношение. Задача логопеда сводилось к тому, чтобы поставить правильные звуки, автоматизировать их и дифференцировать от других, схожих по звучанию или артикуляционному укладу. Чаще всего требовалось корректировать шипящие звуки, сонорные звуки, в основном «Р», «Р’», «Л», «Л’», реже свистящие звуки. Они отрабатывались поэтапно на разнообразном речевом материале и постепенно входили в речь ребёнка.

На данный момент дети, нуждающееся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже и реже.  Сейчас за помощью обращаются родители младших дошкольников, которые в 3 – 3,5 и даже в 4 года практически не разговаривают. У них ограниченный активный словарь, пассивный словарь тоже не соответствует возрасту. Звукопроизношение страдает, причём постановки требуют даже гласные звуки, например, «Ы» и согласные раннего онтогенеза: «К», «Х», «Ф», «В», «Б» и. т. д. Обычно у таких детей нарушена слоговая структура слова. Они произносят слова усечёно, используя либо первый, либо последний слог.  Если слово произносится полно, то при этом в нём могут встречаться замены слогов либо перестановка их местами. Грамматический строй речи также не развит в соответствии с возрастом, т.е. малыши путают местоимения мужского и женского рода, окончания глаголов, прилагательных.

В норме ребёнок к 5 – 5,5   годам, произносит все звуки и слова правильно, имеет пассивный словарный запас в несколько тысяч слов, его речь понятна и связная. К сожалению, современные дети говорят хуже, чем их родители в данном возрасте. То, что старшее поколение осваивало к 5 годам, малыши XXI века осваивают годам к 6, а порой и позже.

Какой выход?

Чтобы пересмотреть нормы речевого развития, необходимо провести масштабную исследовательскую работу. На данный момент мы не имеем актуальных данных, но, оценивая объективно подрастающее поколение, я вижу выход в более гибкой оценке результатов логопедической диагностики.

Одним из способов приспособиться к меняющейся ситуации является: инклюзивное образование в России. Оно способствует интеграции ребят с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в школьный коллектив, позволяет осваивать общеобразовательные программы, иметь больше шансов для социализации и психологической адаптации.

Каковы причины и последствия сложившейся ситуации?

 На государственном уровне причина таких изменений сформулирована как «Генетическая усталость нации». На мой взгляд, причин много: это и экология, качество воздуха, воды, пищи, генетические заболевания, и особенности течения беременности, родов, и ритм жизни у родителей с ребёнком, психологическая обстановка в семье, вредные привычки родителей и. т. д.

Как быть? Что делать обществу и, в частности родителям для спасения подрастающего поколения?

 Что я бы точно посоветовала, так это осознанно подойти к беременности. Это один из первых кирпичиков, закладывающих здоровья и благополучие ребёнка.  Минимум стрессов во время беременности, бережное отношение к психике будущей матери, комфортный режим и полноценное питание. Ничего нового, однако, современные женщины это часто пренебрегают.

Если говорить о родах, то наилучший способ – это конечно, тот, который задумала сама природа. Если есть такая возможность и врачи не настаивают на кесаревом сечении, использовании анестезии, то естественные роды должны быть в приоритете.

В процессе роста малыша родители должны создать ему все условия для гармоничного развития. Если у вас нет опытных бабушек или личного опыта, почитайте об этапах развития в литературе, ведите дневник. Записывайте в него, в каком возрасте впервые перевернулся ваш ребёнок, сел, начал ползать. В первый год жизни самый главный ориентир – это физическое развитие малыша, внимание в этой сферы позволит вам заметить, если что – то идёт не так, и вовремя обратиться к специалисту. Ежедневные занятия нивелируют большинство выявленных на этом этапе проблем развития. Например, дайте больше простора ползунку, чтобы он не начал ходить слишком рано. Ползание – это сложный двигательный навык, позволяющий укрепить межполушарные связи, заложить возможности для выполнения в будущем таких задач, как чтение и письмо. Главное, не препятствовать гармоничному развитию, а помочь поддержать маленького исследователя.

 Когда ребёнок подрастёт, не спешите показывать ему гаджеты. Дети прекрасно их осваивают, чем очень впечатляют родителей. Практика показывает, что использование гаджитов (смартфонов, планшетов и. т. п.) снижает врождённый познавательный интерес, мотивацию к вербальному общению, а также сильно перегружают психику малышей. Лучше живого общения для развития речи ребёнка нет ничего. Родители для ребёнка - это носители языка, именно они обучают своё чадо, передают   ему жизненный опыт, как бытовой, так и социальный. Невозможно переоценить роль родителей.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своему ребёнку. Именно внимание позволит вам не упустить своего малыша, а вырастить его здоровым и счастливым!

                                                                                   Учитель –логопед Исаева Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "УМК предшкола нового поколения"

Презентация комплекта "УМК Предшкола нового поколения"...

Консультация для родителей "Как заниматься дома с неговорящим малышом"

В данной консультации предлагаются практические советы для родителей и неговорящих малышей....

Консультация для родителей «Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»

Консультация для родителей«Стимулирование появления речи у неговорящих детей (в условиях семьи)»...

Консультация для родителей. «Игры и упражнения с неговорящими детьми».

Материал будет полезен логопедам и родителям при организации занятий с ребенком. Так же этот материал могут использовать воспитатели для занятий с неговорящими детьми в группе....

Консультация для родителей "Как запустить речь у неговорящего ребенка?"

Какие нужны условия для запуска речи у ребенка? В чем может быть причина того, что ребенок не говорит? Какие игры и приемы может использовать взрослый в общении с малышом? Немного о правилах игр и общ...

Консультация для родителей и педагогов "Как помочь неговорящему ребёнку"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Это обусловлено исключительно ролью, которую она играет в жизни челов...