артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (старшая группа)

Кривощекова Елена Владимировна

Представлены 26 упражнений для укрепления мышц речевого аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл артикуляционная гимнасьтка18.44 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. «Заборчик» - Зубы сомкнуты.  Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
  2. «Трубочка» - Зубы сомкнуты.  Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке [У].
  3. Чередование «Заборчик – Трубочка»- Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков [И-У].
  4. «Лопатка» - Рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе 10-30 секунд. Следить, чтобы губы были не напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывался далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
  5. «Наказать непослушный язычок» - Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
  6. «Чашечка»  -  Рот широко раскрыт в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.  В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
  7. «Качели» - Рот открыт.  Губы в улыбке.  Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
  8. «Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
  9. «Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
  10.  «Горка» - Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  11.  «Катушка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.
  12.  «Почистим зубки» - Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
  13.  «Спрячь конфетку» - Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.
  14. «Змейка» - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
  15. «Трубочка» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  16. «Желобок»  - Дуть на высунутый язык так, чтобы посередине языка образовалась продольная ямка. Выполнять в медленном темпе 10-15 сек.
  17.  «Вкусное варенье» - Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  18. «Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  19. «Грибок»  - Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу, держать 10-30 сек.
  20. «Гармошка» - Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
  21. «Дятел» - Рот открыт, ударять твёрдым кончиком языка, быстрыми движениями в бугорки за верхними зубами (альвеолы), произнося «д-д-д-д-д». Полоска бумаги, поднесённая ко рту, должна колебаться при каждом ударе.
  22. «Моторчик» - Выполняя упражнение «Дятел», указательным пальцем быстро водим под языком справа – налево, искусственно вызывая вибрацию языка, как при звуке [ р].
  23. «Ветерок подул» - сильно дуть на: а) сомкнутые, но расслабленные губы; б) поднятый за верхние зубы язык (получается звук [тр-р-р].
  24. «Пароход» - Губы в улыбке, кончик языка слегка прикусить зубами и «погудеть»: л-л-л или широкий, ненапряжённый язык поднять за верхние зубы, касаясь их изнутри и гудеть: л-л-л.
  25. «Индюк» - Рот широко открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперёд – назад, не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаём голос и подражаем индюку «бла-бла-бла».
  26. «Фокус» - Положить ватку на кончик носа и сдуть, подняв при этом высунутый язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...