Статья о важности выполнения артикуляционных упражнений
статья по логопедии

Эта статья может пригодиться специалистам в области логопедии и сориентировать их в основных видах артикуляционных упражнений, а также в подборке нужной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья о важности выполнения артикуляционных упражнений

      Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат.  Поэтому  в своей работе я уделяю артикуляционным упражнениям особое внимание. Провожу упражнения в игровой форме, сопровождая упражнения специальными стишками или под специальные музыкальные сопровождения. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

     Артикуляционная гимнастика подготавливает ребёнка к правильному произношению звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов
  • улучшить подвижность артикуляционных органов
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу
  • увеличить амплитуду движений
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов

Требования к выполнению артикуляционной гимнастике:

  • заниматься ежедневно по 7-10 минут
  • заниматься обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам контролировать точность выполнения движений языка и губ
  • упражнения выполнять спокойно, не спеша и без напряжения
  • некоторые упражнения выполняются под счет (для удержания определенной позы языка), который ведет взрослый
  • нужно выполнять только те упражнения, которые задаёт логопед
  • все упражнения проводятся в виде игры

Какие бывают артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Это упражнения:

«Заборчик»,

«Окошечко»,

«Трубочка»,

«Чашечка»,

«Блинчик»,

«Иголочка»,

«Мостик»,

«Парус»

Это только некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь

надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения –

«Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений

будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить

упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» -

«Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться

именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение

7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а

я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо точное и правильное движения губ, языка и щёк.

Это упражнения:

 «Часики»;

 «Качели»;

 «Лошадка»;

 «Чистим зубки»;

 «Вкусное варенье»;

 «Барабанщик»;

«Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете, ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает.

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Список рекомендуемой литературы:

1. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Куликовская Т.А. «Артикуляционные считалочки» Москва «ГНОМ и Д» 2006 г.

2. Нищева Н.В «Весёлая артикуляционная гимнастика»

Нищева Н.В «Весёлая артикуляционная гимнастика-2» «Детство-пресс» 2013г.

3. Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля» издательский дом «Карапуз» 2008г.

4. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. «Тра-ля-ля для язычка» изд. дом «Карапуз» 2006г.

5. Костыгина В.Н Бардышева Т.В. «Упражняем язычок», Карапуз 2019г.

6. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»

Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для девочек» «Детство-пресс» 2014г

7. Косинова Е.М. «Уроки логопеда» изд-во «Эксмо» 2011г.

8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» КАРО 2006г.

9. Коваленко В.В. Коваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и

дыхательно-голосовые упражнения» Гном и Д, 2011г.

Коваленко В.В. Коваленко С.В «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» 2008г.

10. Крупенчук Т.И Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение» изд-во Литера 2007г.

11. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика» изд-во Айрис - Пресс 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Правила выполнения артикуляционных упражнений»

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависим...

методические рекомендации родителям по выполнению артикуляционных упражнений

методические рекомендации родителям по выполнению артикуляционных упражнений...

консультация для родителей «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие ид...

Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...

Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...