Статья о важности выполнения артикуляционных упражнений
статья по логопедии
Эта статья может пригодиться специалистам в области логопедии и сориентировать их в основных видах артикуляционных упражнений, а также в подборке нужной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные артикуляционные упражнения | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья о важности выполнения артикуляционных упражнений
Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Поэтому в своей работе я уделяю артикуляционным упражнениям особое внимание. Провожу упражнения в игровой форме, сопровождая упражнения специальными стишками или под специальные музыкальные сопровождения. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.
Артикуляционная гимнастика подготавливает ребёнка к правильному произношению звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов
- улучшить подвижность артикуляционных органов
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу
- увеличить амплитуду движений
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов
Требования к выполнению артикуляционной гимнастике:
- заниматься ежедневно по 7-10 минут
- заниматься обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам контролировать точность выполнения движений языка и губ
- упражнения выполнять спокойно, не спеша и без напряжения
- некоторые упражнения выполняются под счет (для удержания определенной позы языка), который ведет взрослый
- нужно выполнять только те упражнения, которые задаёт логопед
- все упражнения проводятся в виде игры
Какие бывают артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.
Это упражнения:
«Заборчик»,
«Окошечко»,
«Трубочка»,
«Чашечка»,
«Блинчик»,
«Иголочка»,
«Мостик»,
«Парус»
Это только некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь
надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения –
«Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений
будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить
упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» -
«Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться
именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение
7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.
Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а
я буду считать»
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо точное и правильное движения губ, языка и щёк.
Это упражнения:
«Часики»;
«Качели»;
«Лошадка»;
«Чистим зубки»;
«Вкусное варенье»;
«Барабанщик»;
«Худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете, ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает.
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Список рекомендуемой литературы:
1. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Куликовская Т.А. «Артикуляционные считалочки» Москва «ГНОМ и Д» 2006 г.
2. Нищева Н.В «Весёлая артикуляционная гимнастика»
Нищева Н.В «Весёлая артикуляционная гимнастика-2» «Детство-пресс» 2013г.
3. Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля» издательский дом «Карапуз» 2008г.
4. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. «Тра-ля-ля для язычка» изд. дом «Карапуз» 2006г.
5. Костыгина В.Н Бардышева Т.В. «Упражняем язычок», Карапуз 2019г.
6. Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»
Волошина И.А. «Артикуляционная гимнастика для девочек» «Детство-пресс» 2014г
7. Косинова Е.М. «Уроки логопеда» изд-во «Эксмо» 2011г.
8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» КАРО 2006г.
9. Коваленко В.В. Коваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения» Гном и Д, 2011г.
Коваленко В.В. Коваленко С.В «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» 2008г.
10. Крупенчук Т.И Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение» изд-во Литера 2007г.
11. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика» изд-во Айрис - Пресс 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляционных упражнений
стихотворения для артикуляционных упражнений...
Памятка для родителей «Правила выполнения артикуляционных упражнений»
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависим...
методические рекомендации родителям по выполнению артикуляционных упражнений
методические рекомендации родителям по выполнению артикуляционных упражнений...
консультация для родителей «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие ид...
Карточки для выполнения артикуляционных упражнений в помощь родителям
Комплекс артикуляционных упражнений....
Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...
Мастер-класс для родителей «Правильное выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»
По современным данным правильная речь ребенка должна сформироваться к 5 годам. Но дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое р...