Шаблон для заполнения речевой карты.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | • Речевое развитие по возрасту; • без особенностей; • доречевое развитие с задержкой; • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; • поздно начал говорить; • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; • ранее психомоторное развитие с задержкой; • фразовая речь – с 3 лет. |
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | • Анатомическое строение без аномалий; • не удерживает позу закрытого рта; • может достаточное время удерживать артикуляторное положение; • движение языка замедленные, с затруднениями; • основные движения языком, губами выполняет; • губы толстые, малоподвижные; • наблюдается замена движений и синкенезии; • язык вялый, массивный, объем движений неполный; • переключаемость движений нарушена; • тонус нормальный, активность движений достаточная; • кончик языка малоактивный; • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; • прикус – прогения; • отмечается повышенная соливация; • твердое небо – высокое, имеет готическую форму; • точность выполнения движений сохранна; • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. |
Состояние мелкой моторики | • Движение рук неточное; • пробы Хеда выполняет выборочно; • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) • навыками самообслуживания не владеет; • недостаточно развита моторика мелких мышц рук; • произвольная моторика не сформирована; • ведущая рука - правая; • предпочитает работать левой рукой; • все движения выполняет правильно; • мышечный тонус повышен; • неправильно держит карандаш; • моторная неловкость при работе с пластилином; • испытывает трудности при овладении графическими навыками; • наблюдается замедленный темп письма; |
Состояние общей моторики | • Двигательно неловок, медлителен; • ограничен объем активных движений; • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; • замен движений и синкенезий не наблюдается; |
Понимание речи | • Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; • понимание речи затруднено; • выполняет задания по словесной инструкции; • нуждается в неоднократном повторении задания; • с опозданием реагирует на обращение учителя; • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; • понимание речи связано с незнанием русского языка. |
Звукопроизношение | • Имеются недостатки произношения; • нарушено произношение звуков …; • дефектно произносит оппозиционные звуки; • недостатки произношения звонких согласных (оглушение); • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; • полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. |
Фонематические процессы | • Фонематический слух недостаточно сформирован; • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; • затрудняется придумать слово на заданный звук; • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; |
Владение звуко – буквенныманализом и синтезом | • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; • допускает ошибки при определении количества звуков в слове; • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; • определение места звука в слове сформировано; • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; |
Воспроизведение слов сложного звукового состава | • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; • переставляет слоги местами; • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. |
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | • Темп высказываний замедленный; • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; • звуки произносятся нечетко; • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); • темп и ритм речи в пределах нормы; • словесное ударение употребляет правильно; • интонационная речь недостаточно выразительна. |
Проявления заикания | • Не заикается; • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); |
Словарный запас | • Объем словарного запаса соответствует возрасту; • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; • не всегда точно использует слова; • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; • часто использует слова не по назначению; • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; • страдает понимание и употребление обобщающих понятий. |
Грамматический строй | • Недостаточно сформирован для данного возраста; • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; • неправильно употребляет предлоги, падежи; • имеются ошибки при преобразовании имен существительных вомножественное число; • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). |
Связная речь | • Наблюдается недостаточное развитие связной речи; • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; • неотчетливо произносит слова; • оречевление затруднено; • при ответах пользуется фразой несложной конструкции; • наблюдается высокий уровень речевого развития; • опыт речевого общения беден; • самостоятельно высказаться затрудняется; • устная форма речи недостаточно сформирована. • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). |
Письмо | • Имеются многочисленные ошибки разного характера; • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); • при списывании наблюдаются единичные ошибки; • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). |
Чтение | • Способ чтения побуквенно – слоговой; • чтение замедленное, послоговое, словами; • понимание прочитанного с неточностями; • чтение послоговое, простые слова читает целостно; • делает запинки при чтении многосложных слов; • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); • не отвечает на вопросы по тексту; • при чтении слова произносит неотчетливо. |
Координация и пространственная ориентировка | • Нечеткая координация движений; • затрудняется определить правую, левую сторону; • зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; • неправильно располагает написанное на листе бумаги; • схема тела не сформирована; • правильно определяет части тела. |
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | • Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; • внимание неустойчивое, часто отвлекается; • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; • с трудом овладевает необходимым объемом знаний; • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. |
Логопедическое заключение | • Показаний для занятий на логопункте нет; • фонематическое недоразвитие речи; • общее недоразвитие речи; • нерезко выраженное общее недоразвитие речи; • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; • лексико-грамматическое недоразвитие; • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); • имеется нерезко выраженная дисграфия; • аграмматическая дислексия и дисграфия; • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; |
Основные причины трудностей усвоения учебного материала | • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; • трудности адаптации в школьном учреждении; • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; • незрелость эмоционально – волевой сферы; • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; • гиперопека родителей; • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; • двигательная расторможенность, гиперактивность; • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; • трудности начались со второго полугодия, после болезни; • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; • трудности овладения учебными терминами, понятиями; • слабо развито словесно-логическое мышление; • недостаточное развитие связной речи; • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) |
Результаты речевого развития | • Динамика речевого развития незначительная; • при положительной динамике развития выпущен из группы; • рекомендовано продолжить занятия с логопедом; • динамики в развитии не наблюдается; • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. |
Рекомендации | • Диагностическое обследование ребенка и сбор данных; • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки; • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых; • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения; • в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе); • систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире; • пополнение и уточнение имеющихся знаний; • систематизация умения и навыков; • рекомендуется консультация у специалистов…; • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста; • рекомендован дополнительный отдых; • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки; • посещение занятий с психологом и логопедом; • устранение пробелов в имеющихся знаниях; • довести до необходимого уровня учебную деятельность; • стимулировать самооценку; • создание возможности выбора…; • повышение личной ответственности; • создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.; • оказание помощи в обретении веры в свои силы; • рекомендован повторный курс обучения; • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития; • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний; • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности; • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”; • единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей. |
Сенсомоторная сторона речи
Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированностьфункций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок. |
Произносительная сторона речи без дефектов. |
После однократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов. Допускает многочисленные ошибки при выделении звука из слова. Допускает грубые ошибки при отборе картинок на заданный звук. Не справляется с заданием на определение последовательности и места звуков в слове. Давал много неточных ответов. |
В анамнезе отмечается запаздывание в формировании фразовой речи. |
Незрелость фонематического восприятия. Неполное осознание звуковой «оболочки» слова . Несформированность фонематических процессов. |
Неполноценность сукцессивных операций. Неполноценность сукцессивной слухо-речевой памяти (дни недели, месяцы). |
Неполноценность речевой моторики. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух. |
Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова. |
Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых и малоупотребляемых словах. |
Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов-паронимов. Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки. |
Малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость, быстрая истощаемость. |
Недостаточность речевой моторики, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое; трудности в длительных поисках нужного положения. |
Трудности дифференциации звуков твёрдых-мягких, глухих-звонких. |
Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить). |
Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом. |
При воспроизведении незнакомых слов наблюдается нарушение слоговой структуры. |
Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия «звук», «буква», «слог». Затруднены сложные формы языкового анализа. |
Трудности фонетико-фонематического анализа и синтеза. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. |
Смазанность речи, неразборчивость. |
Произносительная сторона речи
Звукопроизношение • без дефектов • отсутствие звука • искажение звука • замена звука • грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированностьфонематического анализа и синтеза • грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированностьфонематических дифференцировок • грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированностьлексико-грамматического строя речи (ОНР) • речевой дефект компенсируется с трудом, так как нарушение в психике • не выработано у ребенка осознанное отношение к артикуляции звуков • не выработано полноценное движение органов артикуляции | ||
Степень разборчивости • речь невнятная • речь смазанная • малопонятная для окружающих речь • разборчивость речи несколько снижена • речь нечеткая • речь нормальная • монотонная • маловыразительная • лишенная сложных эмоциональных оттенков • замедленная • ускоренная • смазанная • неразборчивая • не критичен к речи • спокойно относится к дефекту | Темп речи • тахилалия • брадилалия • запинки • заикание • нормальный
Дыхание • свободное • затрудненное • поверхностное • неритмичное | |
Ритм речи • растянутый • скандированный • зависит от проявления гиперкинезов • нормальный | Голос • сильный • звонкий • нормальный • тихий • слабый • истощающий • немодулированный • крикливый • резкий • металлический • назализация | |
Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи • нормальная • нарушение интонационного фона речи • отсутствие голосовых модуляций • голос немодулированный • слабая выраженность голосовых модуляций | Тембр голоса • нормальный • сдавленный • хриплый • назализованный • напряженный • монотонный • дрожащий Губы • нормальные • толстые • тонкие Зубы • крупные • мелкие • редкие • частые • нарушение зубного ряда наличие лишних зубов | |
Прикус • нормальный • передний открытый • боковой открытый • прогнатия • прогиния | Нёбо • нормальное • низкое • готическое | |
Язык • нормальный • толстый • массивный • маленький • узкий • укороченная уздечка • малый объем и неточность движений языком • слабая переключаемость • быстрая истощаемость • недостаточная речевая моторика, которая проявляется в напряжении мышц языка, трудности удерживания позы языка, переключение органов артикуляции с одного положения на другое, в длительных поисках нужного положения движения языка неловкие и неточные |
Моторика
Ведущая рука
Фонематический слух
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
Слоговая структура слова
Нарушена
Грубо нарушена
Словарный запас и навыки словообразования
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов. |
Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций. |
Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний. |
Не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речевой практике. Недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт называет письмом, платье – одеждой). |
Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные. Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка. |
Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам. В основном наблюдаются простые предложения из 3-4 слов. Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен. |
Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. |
Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов. |
Бедный запас слов, выражающих оттенки значений. Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п. окончанием сущ-го ж.рода, Ошибочное ударение в слове, неправильное согласование сущ-го с прилагательным, не может образовать мн.ч. сущ-го и глагола от слов в ед. ч. и наоборот). |
У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием. |
Неточное значение и неточное употребление обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. |
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию; нетвёрдое овладение многими грамматическими формами. |
Трудности употребления обобщающих понятий, хотя в пассивном словаре встречаются. |
Грамматический строй речи
Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении. Набор слов вместо связного высказывания. |
Неполноценность грамматического программирования. Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения. |
При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов. Не пользуется сложными предлогами. |
Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. |
Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов. |
Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. |
Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения. |
Лексико - грамматический строй речи
Словарный запас.
Понимание обращенной речи.
Пассивный словарь.
Предлоги.
Словоизменение.
Активный словарь.
Грамматический строй речи.
Лексико – грамматический строй речи.
Связная речь
В свободных высказываниях наблюдаются негрубые ошибки в оформлении фраз. |
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. |
В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения. |
Ребёнок прибегает к пространным объяснениям вместо называния предмета или действия. |
По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдается отсутствие связующих элементов. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы. |
В высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые отношения (временные, пространственные, причинно-следственные). |
Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает. |
Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. |
Для пересказа. Передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. |
Для рассказа. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение. Не сохраняет основной сюжетной линии. При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали. |
Связная речь
(сюжетные картинки + пересказ)
Чтение и письмо
Чтение угадывающее. |
Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает. Пересказывает по наводящим вопросам. Стремится к дословному, механическому воспроизведению прочитанного без самостоятельного сознательного осмысливания прочитанного текста. Рассказы со скрытым смыслом малодоступны. |
Чтение послоговое. Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. |
Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития). |
Малая дифференцированность движений кистей рук. |
Письмо несформированно. При списывании текста допускает ошибки. Такая же картина при списывании. |
Моторная неловкость, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв; трудностями запоминания графического образа букв. |
Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений; трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании букв и цифр. |
На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа. Синтаксические ошибки вызваны неполноценностью лексико-грамматического строя речи (неумение выделить слово, предложение из текста, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски слов, предлогов, нарушение согласование в роде, падеже). Отмечается большое количество ошибок при списывании, вызванное низким уровнем самоконтроля, неустойчивостью внимания, низкой работоспособностью. |
Педагогические наблюдения
Двигательное беспокойство, повышенная отвлекаемость, многоречивость. |
Некритичен к языковой недостаточности. |
Низкая контактность, негативизм, немотивируемое упрямство, раздражительность, склонность к аффектам, агрессивность, жестокость. |
Тревожность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость, конфликтность. На вопросы отвечает одним словом. Во время обследования напряжён. Отвечает тихо и коротко. Запас сведений и ориентировка в окружающем отстают от возраста. Часто можно наблюдать неадекватную улыбку на лице. |
Низкая речевая активность. Формировать навыки построения связного высказывания. Вырабатывать осознанное отношение к артикуляции звуков. Вырабатывать полноценные движения органов артикуляции. Развивать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук. Развивать и совершенствовать слуховое внимание, слуховую память, фонематические процессы. Развивать словарный запас и мышление. Обогащать и активизировать словарь. Вырабатывать чёткую дикцию, выразительность речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заполнение речевых карт
Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....
Заполнение речевых карт
Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....
Заполнение речевых карт
Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....
Памятка для логопеда по заполнению речевой карты
В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...
Примерные формулировки заполнения речевых карт
Ключ к заполнению речевых карт...
Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт
Варианты пересечения двух классификаций Примерные формулировки логопедического заключения...
Шаблоны для заполнения речевых карт
Шаблоны для заполнения речевых карт позволят специалисту подобрать правильную формулировку актуального развития ребенка....