Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данное занятие содержит практический материал из опыта работы с дошкольниками старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи по формированию и развитию связной речи с помощью использования одного из видов рассказывания – описания картины.
Описание картины – это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картины, умение задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картине, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картине, что является часто недоступным для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данное занятие одно из системы занятий, где спланирована работа каждого этапа; учитываются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи: на занятиях используются увлекательные упражнения, способствующие как активизации деятельности детей, так и развитию психологической базы речи.
Для повышения эффективности занятия по обучению составлению рассказов описаний по картине:
- параллельно обучению рассказыванию проводится коррекционная работа по расширению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических и синтаксических конструкций; норм семантико-синтаксической связи;
- развиваются навыки планирования связных развернутых высказываний, благодаря использованию картинно-символического плана как графически зафиксированной программы рассказа;
- сочетаются специальные задачи с общими задачами нравственного и эстетического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_boyarintsevoy_n.i.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей для детей с ТНР
Тема: Составление описательного рассказа по предметной картинке
«Елочка»
Цель: Формирование навыка составления описательного рассказа по предметной картинке и плану-схеме.
Задачи:
1.Формировать грамматически правильную речь (закрепить навык словоизменения, согласования слов; нормативное употребление предложных конструкций).
2.Развивать зрительное восприятие, творческое воображение, выразительность речи.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру. Прививать любовь к природе.
Оборудование: Предметная картинка: «живая» ель, украшенная новогодними елочными игрушками, план-схема для описания растения, предметные картинки: шишки, елочные игрушки, подарки, снег, белочка, заяц, птицы, ежик; контурные изображения елочек, елочных игрушек; дерево родственных слов; игра «Найди одинаковые предметы».
Ход занятия
1. Организационный момент. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, умения сравнивать. Игра «Найди одинаковые предметы».
- Среди нескольких предметов найдите два одинаковых.
2.Объявление темы. Загадывание детьми загадок о ели.
- Кто знает загадки о елке?
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(елка)
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?.. (елка)
- Назовите ваш любимый зимний праздник (Новый год).
- Нам на Новый год Дед Мороз прислал рисунок нарядной елочки (Приложение 1) и просил рассказать о ней.
3. Рассматривание картинки «Елочка». Ответы на вопросы по содержанию картинки.
- Что изображено на этом рисунке?
- Какого цвета эта елочка?
- Как называются еловые ветки?
- Опиши еловые лапы, используя слова: пушистый, зеленый, пышный, красивый.
- Что растет на ветках ели вместо листьев?
- Как по-другому называются иголки ели?
- Что еще кроме иголок (хвои) может расти на ветках ели? (игрушки, шишки, орехи).
4. Практическое усвоение составления предложных конструкций. Игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»
- Елочка решила с нами поиграть. Посмотрите и скажите кто (что) на елке, кто (что) под елкой?
Картинки: шишки, елочные игрушки, подарки, снег, белочка, заяц, птицы, ежики и др. прикрепляется к картине с помощью липучки.
Дети составляют предложение:
- Шишки растут на елке. Заяц пробегает под елкой. Снег лежит на елке и под елкой. Елочные игрушки висят на елке. Белочка прыгает на елке. Белочка спрыгнула и села под елку. и т.д.
5. Динамическая пауза.
Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи.
С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! | Дети стоят лицом в круг, Кланяются. |
Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. | Идут по кругу, изображают, Как несут елку на плече. |
На верхушке выше веток | Стоят лицом в круг. Поднимают руки, произносят фразу на выдохе. |
Загорелась, как всегда, | Опускают руки, произносят фразу на выдохе. |
Самым ярким, жарким светом | Снова поднимают руки, произносят фразу на выдохе. |
Пятикрылая звезда. | Опускают руки, произносят фразу на выдохе. |
6. Продолжение беседы по картинке.
- Почему эта елочка так украшена?
- Что ты видишь на ветках этой ели?
- Опиши игрушки, которые ты видишь на елке, кроме верхушки.
- На что похожа верхушка (на звезду, на цветок, на снежинку)?
- Опиши верхушку.
- Где стоит елка?
- Почему ты так решил?
- Что висит над елкой?
- Перечисли цвета, которыми раскрашены фонарики.
- Раскрась квадратики в такие цвета, которыми нарисован первый фонарик.
- Чем еще украшают новогодние елки?
7. Пальчиковая гимнастика.
Елка
Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. | Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой. |
Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. | Ладони под углом друг к другу пальчики выставляются вперед. |
8.Практическое усвоение образования родственных слов.
- Как по-другому можно назвать ель (елка)? Назови ель ласково (елочка).
Дети подбирают родственные слова к слову
ель – елочка, елка, еловая, елочная, ельник.
9.Практическое усвоение согласования существительного с прилагательными.
Мы отправляемся в зимний лес, на лесную поляну, где растет эта нарядная елочка.
Дети находят на ковре карточки с контурным изображением елочек и елочных игрушек. Чтобы «оживить» (раскрасить) картинки, дети должны сказать какая елка – стройная, красивая, зеленая, нарядная, пушистая…,
Какие елочные игрушки – стеклянные, блестящие, красивые, разноцветные…
10. Динамическая пауза.
Координация речи с движением. Гимнастика для глаз.
Прогулка в зимнем лесу
Мы пришли в зимний лес | Ходьба по комнате. |
Сколько здесь вокруг чудес! | Разводят руками. |
Справа – березка в шубке стоит, | Руку в сторону – смотрят, |
Слева елка на нас глядит. | Отводят руку и прослеживают взглядом. |
Снежинки в небе кружатся | Движение «фонарики» и смотрят вверх. |
И на землю красиво ложатся | Кружась, приседают. |
В лесу красота и покой, А нам пора уже домой. | Разводят руки в стороны Садятся на места. |
11. Составление описательного рассказа по плану-схеме.
По каждому пункту плана (схематичной картинке) ребенок составляет предложение (дети рассказывают «по цепочке»). Предложения объединяются в рассказ, и один ребенок повторяет весь рассказ.
План описания растения
- Какое растение изображено на рисунке?
- Какого цвета это растение или его части?
- Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане?
- Какое время года художник изобразил на рисунке?
- Особенности этого растения (размер, свойства: красивый, полезный…)
- Какие краски использовал художник?
- Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, потрогать…)
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Пример описания:
На рисунке изображена ярко-зеленая елка. Она растет на улице. Около ее ствола лежит снег. Пушистые лапы елочки украшены новогодними игрушками: голубыми шарами, розовыми колокольчиками. На елочке висит гирлянда желтых и красных флажков. На макушке – украшение в виде цветка с красной серединкой, желтыми лепестками. Над елкой висят разноцветные фонарики.
Это красивое новогоднее дерево. Художник использовал яркие краски, чтобы передать праздничное настроение. Когда я смотрю на этот рисунок, то вспоминаю новый год и улыбаюсь.
12. Итог.
- Какое хвойное дерево нравится Деду Морозу?
- Что украшают люди, готовясь к Новому году?
- О какой елочке мы рассказывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»
Программные задачи: Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Конспект занятия по развитию связной речи «Зима» (старшая группа)
Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.Задачи:- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;- закреплять и расширять сло...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).
Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР
Подгрупповое занятие направлено на уточнение представлений детей о жизни в лесу, о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни, закрепление обобщающих понятий и развитие связной речи....