Проект "Мнемотехника"
проект по логопедии (средняя группа)
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mnemotekhnika.docx | 38.18 КБ |
mnemotablitsy.docx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ЦЦР детский сад 180
Проект
«Мнемотехника»
Ненастьева Е.Н. .
Логинова Ю.А.
2021-2022
Пояснительная записка
- дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка.В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике
нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире.
Участники проекта: дети и родители группы.
Тип проекта: Долгосрочный | ||||
Срок реализации проекта: Сентябрь 2021 - май 2022 г. | ||||
Цель: познавательно-речевое развитие детей | дошкольного возраста | |||
посредством использования мнемотехники | ||||
Задачи проекта: | ||||
1.Изучить | научно-педагогическую | литературу | по | использованию |
мнемотехники для познавательно-речевого развития | дошкольников. |
- Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
- Повысить уровень педагогического мастерства педагогов. 4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников.
5.Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
- Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира; 8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники
Принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Организация учебного процесса:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Для детей среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти
отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.
Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса –
оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Использование мнемотехники в процессе развития речи имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
- модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
- картинографию;
- коллажи;
- планы-схемы;
- мнемотаблицы.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут
выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения;
- контрастные рамки и др.
▪
▪
▪
▪
▪
▪
- использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании речи:
наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия; создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С. Выготский).
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Обучение пересказу.
Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка;
- специальную организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности
Приём использования детского рисунка можно считать весьма эффективным при обучению пересказу.
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование
из абстрактных символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Пересказ — более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.
Этапы работы над текстом при пересказе:
- Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
- Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
- Беседа по содержанию текста.
- Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
- Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.
Составление рассказов по сюжетной картине.
Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:
- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине.
Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель
Этапы использования мнемотаблиц:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
- Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Ожидаемые результаты:
-развитие психических процессов (различные виды памяти, внимание, мышление);
- развитие умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки — как на занятии, так
- в повседневной жизни;
-значительно развились у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- повысить познавательный интерес и активность детей;
- расширить круг знаний о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;
- активизировать словарный запас;
- преодоление робости, застенчивости, умение высказывать свои мысли
- мнение.
Учебно-тематический план:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и вариативная часть учебно-тематического плана.
Учебно-тематический план состоит из трех частей: учебно-тематический план первого года обучения (средняя группа); учебно-тематический план второго года обучения (старшая группа). учебно-тематический план третьего года обучения (Подготовительная группа).
Перспективный план работы проекта «Мнемотехника»
Средняя группа
Сентябрь.
- Чтение стихотворения «Листопад». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Листопад». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
3. Чтение стихотворения «Белый мишка». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание наизусть стихотворения «Белый мишка». Д/игра «Что перепутал Буратино».
Октябрь.
- Чтение стихотворения «Компот». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Компот». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
- Чтение стихотворения «Киска». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание наизусть стихотворения «Киска». Д/игра «Наведи порядок в картинках».
Ноябрь.
1. Чтение стихотворения «Подарки осени». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
- Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».
- Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».
Декабрь.
Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
- Д/игра «Убери лишние картинки».
- Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».
Январь.
- Чтение стихотворения «Дятел». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Дятел». Д/игра «Сложи картинки по порядку».
3. Чтение стихотворения «Дикие животные». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание наизусть стихотворения «Дикие животные». Д/игра «Наведи порядок в картинках».
Февраль.
- Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает».
- Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».
- Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».
Март.
1. Чтение стихотворения «Мой мишка». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению».
3. Чтение стихотворения «Белка шалунишка». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».
Апрель.
1. Чтение стихотворения «Космонавт». Подбор и
составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Космонавт». Д/игра «Какой картинки не хватает».
- Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
- Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».
Май.
- Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.
- Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает».
- Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».
- Повторение знакомых стихотворений. Викторина «Говорушки»