Картотека игр на развитие мелкой моторики ведущей руки для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
картотека по логопедии (старшая группа)
Цели:
- стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
- развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
- развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
- подготовка кисти руки к письму;
- развитие сенсомоторной координации рук;
- влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
- формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
- развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- развитие внимания, восприятия, мышления;
- развитие творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие мелкой моторики ведущей руки для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цели:
- стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
- развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
- развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
- подготовка кисти руки к письму;
- развитие сенсомоторной координации рук;
- влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
- формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
- развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- развитие внимания, восприятия, мышления;
- развитие творческих способностей.
Игры с карандашом.
Оборудование: карандаш
- 1.Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
- 2.Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
Работа с резинкой
Оборудование: резинка, коробка
- Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
- «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
Волшебный мешочек.
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
- Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
- Попасть шариком в цель (в игрушку).
- Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
- Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
- «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
- «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
- Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
- Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
- Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
Игры со шнурками.
1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
- перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
- «прошагать» по лесенке из шнурка;
2.«Плетение» из шнурка узора:
- кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
3.Различные шнуровки.
4.Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
- Выкладывание геометрических фигур.
- Составление узоров.
- Выкладывание предметов.
Игры по развитию тактильной памяти.
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью, мех, наждачная бумага, байка (фланель), верёвка зигзагами, целые палочки. поломанные палочки, бархат, фольга, целлофан.
- «что на что похоже»
- Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
- « Кто какой на ощупь»
- Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
- «Улетай, горе»
- Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.
Игры с прищепками.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Цель: Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на работу.
Работа с мозаикой.
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Макароны, горох, фасоль, разные семечки.
«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
- «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
- "Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
- «Бусы для любимой бабушки». Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
- «Покорми Куклу». Под пробкой - шапочкой нарисована смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.
Найди приз!
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Игры с пуговицами.
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
- «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
- «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
- Игра "Пуговица ".
Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Су-Джок-терапия
Игры и упражнения с массажным шариком
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)
2. «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать.)
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)
4. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.)
5. «Пинцет»
Дружат пальчики, не тужат
Им пинцет очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай
Пинцетом шарик поднимай.
(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.)
6. « Веселый счет»
«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
7. « Поиграем» (игры с массажным мячиком)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой.)
«Здравствуй, мой любимый мячик! »
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.)
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.)
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
(Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.)
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)
Игры с песком
1. "Отпечатки наших рук"
Цель: учить совместному действию
Задача: оценить собственные ощущения
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
2. "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
3. «Песочный круг»
Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».
4. «Следы на песке»
Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.
Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть, обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.
Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.
5. «Дорожка из счётных палочек»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.
Ход игры:
Дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
Самомассаж пальцев рук и ладоней
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменным явно видны недостаткам развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.
Игровой самомассаж бельевыми прищепками для развития
речи, мелкой моторики пальцев рук детей
Слова | Действия |
Мы весёлые прищепки, Коль поймали держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! Указательный поймаем И немного покачаем! Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! Безымянный мы поймаем И немного покачаем! И мизинец мы поймаем И немного покачаем! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) (Ловим указательный палец левой руки и качаем) (Ловим средний палец левой руки и качаем) (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) (Ловим мизинец левой руки и качаем) (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке) |
«Котенок» Кусается больно котёнок — глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. — Но я не играю с тобою, малыш! — А будешь кусаться — скажу тебе «кыш»! | Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими). |
«Черепаха» Шла большая черепаха И кусала всех со страху Кусь-кусь-кусь-кусь-кусь Никого я не боюсь. | Катаем между ладонями массажный шарик при помощи прищепки кусаем каждый пальчик Катаем между ладонями массажный шарик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Доклад из опыта работы...
Развитие мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста
Презентация содржит информационный материал для родителей. На что влияет развитие мелкой мотрики? Почему так необходимо детям с речевыми нарушениями развивать мелкую мотрику и каковы же стартовые уров...
"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....
"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста
Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные ...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"
Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....
Статья «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста»
Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их па...
Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)