Дидактическая игра "Речевое солнышко"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дудина Людмила Анатольевна

Дидактическая игра "Речевое солнышко" разработано для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Главная идея заключается в следующем: обогатить, разнообразить познавательную, речевую, коммуникативную деятельность детей средствами дидактической игры «Речевое солнышко», вызвать желание детей на совместную со взрослыми  и самостоятельную игровую деятельность. 

В результате дети получат знания о буквах русского алфавита, научатся самостоятельно   составлять из букв свои имена и другие слова, делить слова на слоги, придумывать свои простые игровые упражнения и задания, взаимодействовать сообща в команде сверстников, что в дальнейшем и будет называться культурной речевой практикой

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактической игры « Речевое солнышко» для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» г. Верхняя Пышма Подготовили воспитатели: Федотова В.В. Дудина Л.А. Андриянова З.Н.

Слайд 2

Актуальность : Одной из важных целей дошкольного образования является формирование готовности детей к школе. Одна из форм подготовки детей к школьному обучению – это обучение грамоте. Эта работа включает в себя: развитие фонематического слуха, устной речи, навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, развитие мелкой моторики кистей рук.

Слайд 3

Задачи: Вызвать у детей желание играть в игру Активизировать и заполнить знания детей о буквах русского алфавита Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, используя дополнительные материалы Формировать самостоятельное умение делить слова на слоги Развивать творческую инициативу придумывать новые игровые упражнения и задания, умения работать в команде Воспитывать любознательность, формировать интерес к учебной деятельности

Слайд 4

Для успешной реализации поставленных задач, в соответствии с ФГОС, обеспечиваем следующие психолого – педагогические условия: - Формируем положительную самооценку детей, уверенность в собственных способностях и возможностях - Используем в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующе их возрастным и индивидуальным особенностям - Строим образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; - Поддерживаем положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу - Поддерживаем инициативу и самостоятельность детей

Слайд 5

Дидактическая игра « Речевое солнышко» для подготовки к обучению грамоте В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. Мы делаем обучение радостным, увлекательным делом. Поэтому на занятиях по обучению грамоте , в свободной деятельности, индивидуальной работе используется: дидактическая игра.

Слайд 6

Пособие изготовлено из плотного ламинированного картона : круг размером 40 см с отверстиями для ленточек, лучики, ленты из тесьмы – длина 60 см. в количестве 3 1 штук. Буквы русского алфавита; буквы с картинками; слоги; имена детей (по количеству детей в группе), разделенные на слоги– все это расположено, на квадратиках примерно со сторонами от 3до 5 см Дополнительный материал: зеркало, «домики-коробочки» с обозначением мягких, твердых звуков, набор карточек с чистоговорками, кукла-бибабо «Ворона» . Пособие крепится на стену рядом с зеркалом Описание пособия « Речевое солнышко» для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Слайд 7

« Сколько слогов в твоем имени?» Цель: закрепить знания букв, умение складывать слова из слогов, читать слово, называть количество слогов в слове. Описание игры: Ребенок на лучиках солнышка ищет слоги составляет из них свое имя или имена своих друзей и с помощью хлопков определяет количество слогов в имени.

Слайд 8

«Гласные – согласные буквы и звуки» Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, учить соотносить «звук» и « букву », умение их различать . Упражнять в выделении первого и последнего звука в слове. Описание задания: р ебенок на лучике солнышка выбирает букву, называет ее, проговаривает звук соответствующей этой букве, придумывает слово с этим звуком, определяет место звука в слове. Дополнительный материал – домики –коробочки с обозначением твердых и мягких звуков, если ребенок придумывает на букву «М» слово с мягким звуком («мяч»), то определяет сам какой звук и достает из «домика» соответствующую фишку.

Слайд 9

Игровое упражнение «Придумай слова» Описание : Дети предложили сами вариант игры: придумали слова на буквы, которые загадывал ребенок, показывая ее на лучике солнышка; делились на команды (по 3-4 человека) с соревновательным моментом За каждый правильный ответ получали фишки.

Слайд 10

Игровое упражнение « Чистоговорки» Цель: Закрепить правильное звукопроизношение, отрабатывать дикцию. Развивать самостоятельный навык составлять слоги на лучиках солнышка, проговаривая их. Описание : Ребенок берет картинку-чистоговорку, складывает слог на солнышке и самостоятельно проговаривает ее текст без помощи взрослого.

Слайд 11

«Умная ворона» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук (букву) в слове, находить его на лучиках солнышка и в домиках-коробочках со звуками Описание игры: Умная ворона (кукла-бибабо) приносит сундучок с игрушками-животными. Ребенок берет игрушку, рассматривает ее, называет первый звук (букву) в названии игрушки, ищет этот звук (букву) на лучиках солнышка и в «домиках-коробочках с обозначенными звуками.

Слайд 12

«Волшебное зеркало» Цель: закрепить умение детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику правильно и четко проговаривая звуки, слоги, слова стоя у зеркала. Развивать выразительность речи. Описание : Ребенок подходит к зеркалу и произносит волшебные слова: Ну-ка зеркальце смотри! Все мне верно повтори Встану я перед тобой Повторяй-ка все за мной! После этого берет лучик солнышка, и глядя в зеркало, произносит звук или слог который на лучике. Можно произносить быстро медленно с разной интонацией.

Слайд 13

Выводы Таким образом, дидактическая игра «Речевое солнышко» способствует сенсорному и умственному развитию ребенка, помогает педагогу закреплять и обогащать знания воспитанников, разнообразить их познавательную, речевую, коммуникативную деятельность, на базе которых и развиваются речевые возможности детей. В результате дети получают знания о буквах русского алфавита, учатся самостоятельно составлять из букв свои имена и другие слова, делить слова на слоги, придумывать свои простые игровые упражнения и задания, взаимодействовать сообща в команде сверстников, что в дальнейшем и приведет к формированию у детей культурной речевой и игровой практики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "СОЛНЫШКО"

Дидактическоек пособие по развитию мелкой моторики пальцев рук...

Авторское дидактическое пособие "Солнышко"

Дидактическое пособие " Солнышко" .Предназначено для детей от 4-до 6 лет В таких областях ,как  "Познавательное развитие"...

Музыкально - дидактическая игра «Солнышко»

Цель.  Развитие у детей музыкальной памяти, внимания, ловкости, быстроты, смекалки, навыков общения;умение выполнить элементы танцевальных движений: пружинка, движение вокруг себя.Описание и ход ...

Музыкально-дидактическая игра "Солнышко и дождик"

Музыкально-дидакическая игра для детей разного возраста дошкольного образовательного учереждене. Данная игра помогает в игровой форме различать по характеру музыкальные произведения....

Конспект занимательной деятельности во II группе раннего возраста с дидактическим материалом "Солнышко"

Накапливать у детей цветовые впечатления; закреплять элементарные действия с предметами; формировать у детей координацию руки и глаза; учить детей воспроизводить пространственные отношения между элеме...

Дидактическое пособие "Солнышко"

Дидактическое пособие...

Дидактическое пособие "Солнышко лучистое"

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. И развивать ее нужно с самого раннего детства. Дети с ДЦП - это дети с множественными нарушениями,  в том числе ...