Занятие "Дифференциация Ш - Ж"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
«Дифференциация звуков Ш - Ж»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
Дифференциация звуков Ш – Ж.
Задачи:
1. Учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж в слогах, словах и предложениях по глухости-звонкости.
2. Развивать связную речь, умение отвечать полными распространёнными предложениями, согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными.
3. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
4. Способствовать развитию фонематического слуха, умению находить расположение звука в слове, придумывать слова на заданную букву.
5.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.
Оборудование:
наглядный материал на звуки Ш - Ж; магнитная доска; мяч; звуковая дорожка; символы звуков Ш и Ж, презентация, набор «Грамматика» для составления слов.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Ребята, недавно мы с вами познакомились с двумя похожими звуками. Давайте вспомним с какими.
Как шипит гусь?
Ш – ш –ш – ш…
Придумайте слова с этим звуком.
Слайд 2
Посмотрите на картинки: мышка, кошка, лягушка.
Где расположен звук Ш.
Правильно, в середине слова.
Как жужжит жук?
Ж – ж –ж –ж…
Правильно. Придумайте слова с этим звуком.
Слайд 3
А теперь посмотрите на картинку: жёлудь, медвежонок, ёжик.
Где живёт наш звук «Ж» в этих словах?
Правильно, молодцы.
Характеристика звука Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске
выставляется символ звука Ж – колокольчик).
Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый,
но произносим мы его без голоса – глухо. Произнесите этот звук – Ш (дети
произносят хором). На доске выставляется символ звука Ш – шарик).
- Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать.
А сейчас я вам прочитаю стихи, а вы запомните слова со звуком «Ш» и звуком «Ж»
Слайд 4, 5, и 6
Звук –ш-
Ш-ш-ш – шипит сердитый гусь, Я мальчишек не боюсь,
Догоню, вас, шалуны,
Ухвачу вас за штаны!
Звук – ж -
Жук на листике сидит,
Громко целый день жужжит,
Ждет гостей к себе домой,
Показать, как он поёт: ж – ж - ж.
Я нашёл жука в цветке
Я держу его в руке
Жук такой хорошенький
Спинка вся в горошинку!
Какие слова со звуком «Ш» вы запомнили?
А какие со звуком «Ж»? Молодцы.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
- Сядет тот, кто скажет слово ласково, чтобы в нём появился звук Ж:
Круг – кружок, луг – лужок, берег – бережок,
пирог – пирожок, друг – дружок, шаг – шажок,
утюг – утюжок, флаг – флажок, творог – творожок,
стог-стожок, сапог – сапожок, снег – снежок.
дифференциация звуков в слогах и словах. Игра «Наоборот»:
- Замените звук Ш на Ж:
Ша – ша – жа – жа; шо – шо - … шу – шу - … ши – ши - …
Уши – ужи, шить – жить, шаль – жаль, Луша - лужа
- Замените звук Ж на Ш:
Жа – жа – ша – ша; жу – жу – … жо – жо - … жи – жи - …
Жар – шар, жарить – шарить, жутко – шутка, тужить – тушить
Слайд 7
Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ»:
Каранда …(ши), камы…(ши), гара… (жи), эта…(жи),
камы… (ши), ланды…(ши), черте…(жи), кры…(ши),
малы…(ши), экипа…(жи), клави…(ши), у…(жи)
Слайд 8
Дид. игра «Доскажи словечко»
Уш – уш – уш – мы включили …
Ша – ша – ша - мама моет …
Жа – жа – жа – есть иголки у …
Ши – ши – ши – у меня …
Жи – жи – жи – папа точит …
Ши – ши – ши – на болоте …
дифференциация звуков Ш – Ж в предложении
«Скажи правильно»:
Окошко лежит на рыжей кошке.
У карандашей жёлтая Шура.
У пожарной машинки Паша.
У плюшевого медвежонка Маша.
Большой жук нашел Женю.
В живом мышонке живёт норка.
Молодцы. Правильно.
У вас на столах лежат наши мячики помощники. Давайте с ними поиграем:
Ходит ёжик вдоль дорожек,
По лесу, по лесу.
И колючками своими
Колется, колется.
А я, ежику, ежу
Ту тропинку покажу.
Где катают мыши,
Маленькие шишки.
Представьте, что мы в магазине игрушек. Внимательно рассмотрите их и скажите, что вы купили в магазине.
Слайд 9
Дети согласовывают существительные с числительными.
Слайд 10
Дид. игра «Что для Миши, что для Жени»
Ребята, давайте отгадаем, где чьи игрушки: если в слове живёт звук «Ш», то это Мишины игрушки, А где звук «Ж» - это Женины.
А теперь немного отдохнём.
Составьте слово: пижама.
После составления схемы логопед даёт задания:
- Уберите из схемы звук А, затем – звук Пь, звук М, звук И.
- Какой звук остался? Звук Ж
Составьте слово: кошка.
После составления схемы логопед даёт задания:
- Уберите из схемы звук А, затем – звук К, звук К, звук О.
- Какой звук остался? Звук Ш.
Правильно, молодцы.
А сейчас, ребята я прочитаю вам рассказ, а вы его перескажите.
Слайд 11
Игрушки.
У Жени дома много игрушек. Они стоят в шкафу. Там плюшевый мишка, резиновый ежик, красивый петушок, жираф с длинной шеей, быстрая лошадка, серая мышка, рыжая кошка. В гараже у Жени большая машина. К нему в гости приходит его лучший друг Миша. Они вместе играют с этими игрушками.
Дети пересказывают рассказ по опорной схеме на слайде.
3.Подведение итогов занятия.
О каких звуках мы сегодня говорили?
Чем они отличаются?
Какие слова со звуком Ш (Ж) вы запомнили?