Обзор литературы по артикуляционной гимнастике
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Масленко Елена Валерьевна

В презентации представлен обзор  книг, пособий  по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика- это интересно! Обзор литературы . учитель –логопед Масленко Елена Валерьевна ОЦДиК г. Калининград

Слайд 2

Н.В. Нищева

Слайд 3

И.А. Волошина

Слайд 4

И.А.Волошина

Слайд 5

Т.А. Куликовская

Слайд 6

Т.А. Куликовская

Слайд 7

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

Слайд 8

Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова

Слайд 9

В.Н. Костыгина

Слайд 11

Т.Ю. Бардышева,В.Н. Костыгина Систематизированная артикуляционная гимнастика, речевые сказки Е . А. Пожиленко Упражнения для языка по лексическим темам (17 тем). Развитие движений рук, мимики, речевого дыхания, пластические этюды

Слайд 12

Е.М. Косинова

Слайд 14

О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Масленко Елена Валерьевна, учиталь-логопед

Литература  по артикуляционной гимнастике

Содержание слайда

Пояснения к слайду

1

Название презентации

2

Нищева

книги

Наталья Валентиновна Нищева- известный автор, логопед высшей категории из СПб. шеф-редактор издательства «Детство-Пресс»

3

Волошина Ирина Аркадьевна

Артикуляционная гимнастика по гендерному принципу - для мальчиков и девочек

4

Разворот книг Волошиной

Для мальчиков- с машинкой. Для девочек- с героинями сказок

5

Куликовская

Артгимнастика

Татьяна Анатольевна Куликовская.

 5 сказок в стихах и картинках: Домашняя, Прогулочная, Учебная, Спортивная, Зоологическая. Ч/б изображения. Их можно раскрасить

6

Куликовская считалочки (динозаврик)

Добавить в кадр

Упр. представлены как считалочки. У ребёнка закрепляем порядковый счёт от одного до десяти. На каждый счёт- своё упр.

7

Коноваленко В.В.  Коноваленко С.В.

книга и  зелёная тетрадь

добавить в кадр

Вилена Васильевна,- отличник народного просвещения. Заслуженный учитель Кубани, логопед высшей категории. Светлана Влад.

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика, голосовые упражнения. К книге прилагается комплект домашних тетрадей для закрепления произношения звуков. У этих авторов есть логопедические раскраски на закрепление поставленных звуков.

8

Татьяна Юрьевна Бардышева

Моносова Елена Николаевна

Тра-ля-ля

дети на скамеечке

Книга предназначена для детей младшего возраста, с двух лет.

Дети Митя и Маня выполняют упражнения. За одно занятие предлагается освоить 4 упражнения, после которых язычок идёт спать или отдыхать.

9

Валентина Никол. Костыгина  

Мальчик и девочка высунули язык, разворот книги

Тру-ля-ля  

 Валентина Николаевна, кандидат пед. наук. Эти упражнения  будут интересны не только малышам, но и детям постарше. Сказка   с сюжетом-путешествием. В середине на развороте  есть артикуляционные упр. Их  рекомендовано изучить до чтения сказки

10

Упр. для языка под номерами

 Упражнения для языка систематизированы, пронумерованы. Обозначены символической картинкой и картинкой со способом выполн.

11

11

Бардышева  Костыгина, Пожиленко, две  зелёные книги
добавить в кадр

Елена А. Пожиленко

Костыгина в соавторстве с Татьяной Юрьевной  Бардышевой в 2019 выпустили новую книгу «Упражняем язычок», куда вошли сказки и упражнения из  тонких книжек  Тра-ля-ля и Тру-ля-ля.

В книге представлены рекомендации по развитию моторики, дыхания, голоса. А так же упражнения для языка, губ, щёк, жевательных мышц, мышц шеи, мимические упражнения, пластические этюды.  Упражнения  привязаны к лексическим темам, их 17: времена года, овощи, фрукты, животные, птицы, посуда, одежда, семья.

12

Елена Михайловна Косинова

Уроки логопеда, разворот книги

Большая, яркая книга. Здесь, кроме артикуляционных сказок: «Зоопарк», «Весёлая прогулка», «Путешествия язычка», есть пальчиковые упражнения с пояснениями и иллюстрациями, скороговорки. К упражнениям прилагаются задания на  слуховое и зрительное внимание, развитие словарного запаса, интонационной выразительности речи. В конце книги прилагаются карточки для пальчиковой  и артикуляционной гимнастики. Эти карточки нужно вырезать и можно организовать с ними игры.  

13

Карточки по артгимнастике

Игры: ряды (простр. ориентировка), круг

14

Крупенчук  Воробьёва

Исправляем произношение, логопедические карточки

У этих авторов много книг. В этой представлена комплексная методика: массаж и самомассаж рук, языка, лицевой мускулатуры, дыхательная гимнастика.

В книге представлены как общеразвивающие упражнения, так и  упражнения для различных групп звуков.

15

 

О.И. Лазаренко

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика

Добавить в кадр

Полезно сочетать движение языка с движением руки. Движения руки имитируют (повторяют)  положение языка, губ, щёк. Соединение движений руки и языка полезны для восприятия двигательных ощущений, развивают координацию движений, пространственную ориентировку.  

16

Список литературы

17

Итоговый слайд

Что такое артикуляционная гимнастика?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил красиво, чётко, правильно. А поможет в этом специальная гимнастика, которая называется артикуляционная гимнастика. Она состоит из системы специально подобранных упражнений.  Артикуляция- произнесение звуков речи. Язык- главная мышца органов речи. Он должен быть хорошо развит, чтобы выполнять сложные, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чёткость произношения зависит  так же  и от движений губ, от состояния лицевых мышц, дыхания.

Приступая к выполнению упражнений, нужно уточнить вместе с ребёнком, где находятся и как называются органы артикуляции. Важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться на своём теле. Игра «Покажи». Где у тебя верхняя губа, нижняя губа; верхние зубы- нижние зубы, правая-левая щека, верхняя-нижняя челюсть, подбородок. Где у языка кончик, боковые края, спинка, задняя часть. Игру нужно выполнять перед зеркалом. Для закрепления знаний поиграйте в игру «Назови». Взрослый пальцем показывает на какой-либо орган речи у себя, ребёнок называет его и показывает на себе.

Для детей выполнение упражнений для языка- это труд, работа. Чтобы они не отвлекались и не уставали, надо правильно организовать проведение процесса артикуляционной гимнастики.

  • Вы должны сами уметь выполнять упражнения, предварительно изучить материал
  • Начинать выполнение упражнений нужно перед зеркалом, сидя на одной линии с ребёнком. Причём, в зеркале ребёнок должен видеть и своё лицо и ваше.
  • Дозировать нагрузку в зависимости от возраста ребёнка. За одно занятие выполнять не более 4-5 новых упражнений, не стремиться выполнить все упражнения из книги сразу!
  •  Занятия желательно проводить ежедневно в течение 5-15 минут, в зависимости от возраста и заинтересованности ребёнка
  • Каждое упражнение нужно повторять 5-10 раз
  • Упражнения выполняйте медленно. Чётко. Ритмично. Под счёт.
  • В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение, в состояние покоя.
  • Шея и плечи ребёнка при выполнении упражнений должны быть расслаблены.
  • Гимнастику нужно обязательно проводить в игровой форме, чтобы удержать интерес ребёнка.

В этом нелёгком деле в помощь родителям  опытные, творческие логопеды написали книги по артикуляционной гимнастике. Вот об этих книгах, по которым легко и интересно заниматься, я хочу вам рассказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...