Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Полынская Ольга Николаевна

В методических материалах рассказано о таких нетрадиционных методах, как : фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия при работе с детьми по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №10, детский сад «Огонек»

 Консультация для воспитателей

Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Полынская О.Н.

Фитотерапия

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. 

Еще в 11 веке до н.э. в Вавилоне широко использовали лекарственные растения в лечебных целях. Важно привлечь внимание врачей, педагогов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, бессонницы, восстановления мышечного тонуса.

                                                                                                                     При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои: из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа. Отвары:  из донника обыкновенного. Хороши ванны из настоев чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

  • При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня, гречихи посевной, для беспокойных детей – отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого.
  • Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, А также сырые овощи, особенно сок капусты.
  • Способностью повышать остроту зрения обладает настой шиповника.

Стакан сухих плодов заливается литром кипятка и в закрытой посуде кипятится 10-15 мин. Настояв 3 часа процедить и пить по полстакана в день за 1 час до еды. Первое место при лечении заболеваний глаз отводится чернике. Стакан сухих ягод нужно залить с вечера холодной водой на два пальца выше уровня черники. Утром съесть размоченные ягоды за 30 мин. до завтрака. В зимнее время курс лечения – 2 мес. Снижает усталость глаз, улучшает функцию сетчатки отвар из свежих или высушенных листьев черники, собранных до ее цветения. 5-6 ст. ложек нужно заварить литром кипятка, подержать в теплом месте около часа. Пить вместо чая по 2 стакана в день зимой и весной.

Разумеется, все рецепты хорошо в каждом конкретном случае согласовать с врачом.

Ароматерапия

Народный опыт и исследования ученых  показали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. В Японии проблему повышения производительности труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью различных запахов. Так, например, число ошибок у программистов снижается: при вдыхании запаха лаванды – на 20%, жасмина - на 30%, лимона – на 54%

  • Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса.
  • Запах лимона и эвкалипта возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
  • Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерианы, тимьяна, мелиссы обеспечивают снотворный эффект.

Эфирные масла базилика, кориандра, петрушки, эвкалипта, кориандра, дягиля, из кожуры лимона тонизируют. А фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты,  лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, успокаивающие нервную систему.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения – от 10 до 20 сеансов.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. 

Мирный и ласковый плеск волны снимает напряжение, усталость. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения , от инструментов.

Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

В Германии успешно используют музыкотерапию при лечении ДЦП, а к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так , как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Музыка Франсиса Гойи успокаивает, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный и активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкотерапия включает:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • пение песен;
  • ритмические движения под музыку:
  • сочетание музыки и изо деятельности.

Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

  1. использовать для прослушивания только то произведение, которое нравиться абсолютно всем детям,
  2. лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям, они не должны отвлекать их от главного;

продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин. в течение всего занятия. Как правило, это 1 музыкальное произведение.

(прослушивание)

Хромотерапия

Хромотерапия – это наука, изучающая свойство цвета.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд и успокаивают, другие раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном прцессе и коррекционной педагогике.

  • Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли и снижает аппетит.
  • Фиолетовый цвет оказывает угнетающее воздействие на психические и физиологические процессы, снижает настроение.
  • Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты.
  • Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение.
  • Розовый – тонизирует при подавленном состоянии.
  • Желтый – цвет радости и покоя.

Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремиться к зеленому лугу, лесу, голубой воде. Знание свойств цветов важно при создании среды, которая окружает ребенка.

Литотерапия

 

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями – гемматерапия (от лат. «гемма» - драгоценный камень).

Установлено, что почти все представители мира минералов в той или иной степени обладают биологически активными действиями. Присутствие их в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем. Например, дефицит кремния в организме вызывает не только атеросклероз, но и туберкулез, диабет, камнеобразование, гепатит, рожистые воспаления кожи, дерматиты. Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 минералов.

Подбирать индивидуально желательно не только ювелирные украшения, но и Браслеты, оправы. Правильно подобранные вещи и материалы могут отвечать профилактическим и лечебным целям. Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга. Литотерапия обладает особыми, неповторимыми свойствами.

  • Аквамарин – повышает ясность мышления, уравновешивает эмоции, помогает снятию стрессов, фобий.
  • Александрит – успокаивает при перевозбуждении, создает хорошее настроение.
  • Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает абстрактное мышление, увеличивает контактность человека.
  • Аметист – снимает головные боли, помогает при ожогах и бессоннице.
  • Бирюза – способствует уравновешиванию эмоций, укрепляет чувство взаимопонимания.
  • Жемчуг – помогает при расстройствах памяти.
  • Изумруд – камень мудрости и хладнокровия.
  • Малахит – полезен для сердца
  • Нефрит – помогает при заболеваниях почек, действует как мягкий согревающий компресс.
  • Опал – успокаивает нервы, возвращает остроту зрения.
  • Рубин – врачует сердце, мозг силу и память.
  • Янтарь – уравновешивает эмоции, оберегает от «дьявольского глаза», способствует увеличению гемоглобина в крови.

Вот только некоторые из нетрадиционных методов, которые можно использовать в коррекционной педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена нетрадиционным  методам, применяемым в работе по развитию речи у дошкольников. В статьеприводится метод наглядного и проектного моделирования, а также использование мнемот...

«Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые м...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...

Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста...