Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Упражнения должны быть систематическими, целенаправленными, эмоциональными, в игровой форме.
Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, быструю переключаемость от одного движения к другому.
Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, не менее 3 раз в день, сидя перед зеркалом. Каждое движение выполнять 5 – 7 раз, не доводить до утомления.
Примерный комплекс упражнений для звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
(улыбка, зубы обнажены, кончик языка широкий, упирается в нижние зубы, щель вдоль языка по средней его линии, струя воздуха узкая, холодная)
- «Заборчик» Улыбка. Зубы сомкнуты. Удерживать 5 – 10 сек.
- «Колечко»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. верхние и нижние зубы видны.
- «Дудочка»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке У.
- «Заборчик – Колечко - Дудочка»
Зубы сомкнуты. Губами имитируются звуки И-О-У, О-У-И, У-О-И.
- «Наказать непослушный язычок»
Улыбка. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. В течение 5 – 10 сек.
- «Лепешка»
Улыбка. Рот открыт. Положить широкий расслабленный край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5 – 10 сек.
- «Иголочка»
Рот открыт. Высунуть узкий напряженный язык вперед, не касаясь зубов и губ. Удерживать 5 – 10 сек.
- «Качели»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка:
а) Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) Широкий язык прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Щеточка»
Улыбка. Рот открыт. Широким языком погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Лодочка»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по середине образуется впадина. Удерживать 5 – 10 сек.
- «Кошка сердится»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основании нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Лягушка»
Улыбка. Произносить многократно звук И.
- «Снежинка»
Улыбка. Рот приоткрыт. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края прижаты к верхним зубам. Подуть на кусочек ватки, бумаги. Выдох сильный, плавный, целенаправленный.
Примерный комплекс упражнений для звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
(губы округлены и слегка вытянуты вперед, зубы сближены, широкий язык в форме чашечки, щель между поднятым кончиком языка и альвеолами, выдыхаемая струя воздуха сильная, широкая, теплая)
- «Лепешка»
Улыбка. Рот открыт. Положить широкий расслабленный край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5 – 10 сек.
- «Пирожок»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по середине языка образуется впадина. Удерживать язык 5 – 10 сек. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Качели»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка:
а) Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) Широкий язык прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Колечко»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. верхние и нижние зубы видны.
- «Заборчик – Колечко - Дудочка»
Зубы сомкнуты. Губами имитируются звуки И-О-У, О-У-И, У-О-И.
- «Шаги»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
Нижняя челюсть неподвижна.
- «Кисточка»
Улыбка. Рот открыт. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языком назад - вперед (от зубов к горлышку и обратно). Нижняя челюсть неподвижна.
- «Грибок»
Улыбка. Рот открыт. Прижать язык всей плоскостью к небу (присосать), удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная уздечка – его ножку.
- «Гармошка»
Выполнять «Грибок» и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
- «Вкусное варенье»
Улыбка. Рот открыт. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Чашечка»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать 5 – 10 сек. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Саночки»
Улыбка. Рот открыт. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Кошка сердится»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основании нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Снежинка»
Улыбка. Рот приоткрыт. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края прижаты к верхним зубам. Подуть на кусочек ватки, бумаги. Выдох сильный, плавный, целенаправленный.
- «Фокус»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Нижняя челюсть неподвижна.
Примерный комплекс упражнений для звуков [Л], [Л’]
(губы принимают положение в зависимости от следующего гласного звука, зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка прижимается к основаниям верхних зубов (или более низкое положение), посередине образуется небольшое углубление, выдыхаемая струя воздуха слабая)
- «Наказать непослушный язычок»
Улыбка. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. В течение 5 – 10 сек.
- «Лепешка»
Улыбка. Рот открыт. Положить широкий расслабленный край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5 – 10 сек.
- «Иголочка»
Рот открыт. Высунуть узкий напряженный язык вперед, не касаясь зубов и губ. Удерживать 5 – 10 сек.
- «Качели»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка:
а) Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) Широкий язык прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Вкусное варенье»
Улыбка. Рот открыт. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Пощелкать кончиком языка»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка прижать к альвеолам и со щелчком оторвать. Сначала выполнять медленно, затем в более быстром темпе. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Индюк»
Улыбка. Рот открыт. Производить передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть вверх, как бы поглаживая губу. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Кошка сердится»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в основании нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Капельки»
Улыбка. Рот открыт. Кончик языка опущен и оттянут назад. Медленно произносить звук [К], стараясь задержать выгнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Катушка»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в альвеолы, спинка языка выгибается, язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Пароход»
Улыбка. Рот открыт, как для произнесения звука [А]. Длительно произносить [Ы]. Нижняя челюсть неподвижна.
Примерный комплекс упражнений для звуков [Р], [Р’]
(при произнесении этих звуков – губы принимают положение в зависимости от следующего гласного звука, передняя часть языка распластана и поднята к основаниям верхних зубов, напряжена; кончик языка неплотно прилегает к альвеолам и вибрирует в проходящей
воздушной струе, выдыхаемая струя воздуха сильная, направленная, проходит посередине)
- «Качели»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка: Нижняя челюсть неподвижна.
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.
в) широкий язык прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
г) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) широким кончиком языка дотронуться до альвеол, затем до оснований нижних зубов.
е) широким кончиком языка дотронуться до оснований нижних зубов, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба.
- «Вкусное варенье»
Улыбка. Рот открыт. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Достать языком нос»
Улыбка. Рот открыт. Широкий язык поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался.
- «Достать языком подбородок»
Улыбка. Рот открыт. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе.
- «Шаги»
Улыбка. Рот открыт. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
Нижняя челюсть неподвижна.
- «Кисточка»
Улыбка. Рот открыт. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языком назад - вперед (от зубов к горлышку и обратно). Нижняя челюсть неподвижна.
- «Грибок»
Улыбка. Рот открыт. Прижать язык всей плоскостью к небу (присосать), удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная уздечка – его ножку.
- «Гармошка»
Выполнять «Грибок» и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
- «Лошадка»
Улыбка. Рот открыт. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (присосать язык) и со щелчком оторвать. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Пощелкать кончиком языка»
Улыбка. Рот открыт. Широкий кончик языка прижать к альвеолам и со щелчком оторвать. Сначала выполнять медленно, затем в более быстром
- «Индюк»
Улыбка. Рот открыт. Производить передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть вверх, как бы поглаживая губу. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Снежинка»
Улыбка. Рот приоткрыт. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края прижаты к верхним зубам. Подуть на кусочек ватки, бумаги. Выдох сильный, плавный, целенаправленный.
- «Фокус»
Улыбка. Рот открыт. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Фырканье»
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
- «Барабан»
Улыбка. Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами (альвеолами), многократно и отчетливо произнося звук [Т-Т-Т] – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук [Т] носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (должна отклоняться).
- «Дятел»
Улыбка. Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами (альвеолами), многократно и отчетливо произнося звук [Д-Д-Д] – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук Т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (должна отклоняться).
- «Дятел поет»
Улыбка. Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами (альвеолами), многократно и отчетливо произнося слоги ДА-ДЫ. При произнесении слога ДА – язык отводится в центр нёба, при произнесении ДЫ – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала выполнять медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (должна отклоняться).
- «Стрекоза»
Улыбка. Рот открыт. Произносить звук [Ж] на сильном долгом выдохе. Следить, чтобы широкий кончик языка упирался в основания верхних зубов.
- «Заводим моторчик»
Рот открыт. Произносить слоги ЖА (ЗА) с сильным выдохом, при этом производить колебательные движения кончиком языка (с механической помощью или самостоятельно) вперед-назад, упираясь в корни передних верхних зубов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...