Развитие мелкой моторики
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен опыт работы логопеда с разнообразными пособиями и приспособлениями , тренирующими и развивающими мелкую моторику руки. Представлена программа работы с сентября по май по развитию тонких движений кистей и пальцев рук с внедрением новых методов и приемов работы наряду с уже имеющимися в логопедической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности у детей с общим недоразвитием речи.
Т.Ф. Лычакова, учитель-логопед ДОУ № 64 г. Сызрань, Самарской обл.
На сегодняшный день актуальным остается вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста . Полноценная речь является непременным условием успешного обучения в школе. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН ( А.В Антакова- Фомина , М.М.Кольцова, Е.И.Исенина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На протяжении многих лет я работаю на логопедической группе с детьми , страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Для них характерны: сниженная коммуникация, низкий словарный запас, несформированность
грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения по нескольким группам звуков, что тормозит развитие связной речи, низкий уровень развития основных свойств внимания, памяти, мышления.
Детям с недоразвитием речи присуще отставание и в развитии двигательной сферы.
Недостаточность сформированности мелкой моторики рук проявляется в нарушении координации пальцев рук ( расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков).
Иногда из-за осознания своих неудач в выполнении тонкокоординированных движений дети отказываются от игр с мелкими конструкторами, мозаикой, пазлами, не хотят лепить, рисовать, нанизывать. В логопедической группе эта проблема стоит на одном из первых мест Зная это, я включаю в состав коррекционно-развивающей работы большое количество разнообразных пособий и приспособлений, тренирующих и развивающих мелкую моторику руки.
Пальчиковые бассейны с камешками, горохом, фасолью, песком. Их назначение- механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Набор разноцветных прищепок. Применяю методику воздействия сжатием с помощью прищепки на пальцы рук.
Набор наждачной бумаги. Она используется для изготовления геометрических фигур, букв, фоновых изображений предметов.
Приспособления для самомассажа и игр с мелкими предметами . Применяю толстый шестигранный карандаш. С ним выполняем различные упражнения в сочетании с проговариванием двустиший, четверостиший, чистоговорок. Также использую для массажа грецкие орехи, катушки, иппликатор Кузнецова, массажные мячики, шарики для пинг- понга.
Шнурки, шнуровки. Применяются для укрепления пальцев и всей кисти ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.
Листы бумаги для бумажной пластики .Используется различная по толщине и качеству бумага.
Счетные палочки, спички( с отрезанными головками). Выкладывание геометрических фигур, узоров
Альбомы и тетради для штриховки, раскрашивания, обведения фигур по контуру.
Штриховка рисунков предполагает четыре вида штрихования, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке
координации движения: штриховка короткими частыми штрихами, штриховка мелкими штрихами с возвратом, круговая штриховка от центра рисунка, штриховка длинными параллельными отрезками.
Свою работу по развитию мелкой моторики внутри детского сада я строю в соответствии с годовым планом . На основе обследования детей , я выявила такую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает , то задерживается и речевое развитие.
Очевидно, что в коррекционной работе очень важна помощь родителей. Я провожу с родителями просветительскую работу по развитию мелкой моторики, координации движений пальцев и подготовке руки ребенка к письму. Рекомендую им самые простые упражнения.
Итак, формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигает достаточной тонкости .При наличии речевого дефекта нужно обратить внимание на тренировку пальцев ребенка.
В период с сентября по май текущего учебного года я апробировала программу по развитию тонких движений кистей и пальцев рук с внедрением новых методов и приемов работы наряду с уже имеющимися в логопедической практике. Это игровые комплексы самомассажа с применением массажеров и без них, игры с пальчиками, упражнения с резиновыми мячами небольшого размера, рисование предметных форм цветными карандашами, выкладывание фигурок из палочек , работа со шнуровками, с пирамидами и конструктором, произнесение чистоговорок,стихов с сопровождающими движениями и определенными позами кистей и пальцев рук, пересказывание и составление небольших рассказов с использованием игрового приема « Расскажи и покажи руками». Для развития тактильной чувствительности применялся прием «тактильно- двигательного» запоминания очертаний букв при знакомстве с ними по мере прохождения программного материала. С этой целью использовалось пособие « Шершавая азбука».
В течение всего учебного года я поддерживала тесную связь с родителями. Я предложила родителям начать проводить дома ежедневные контрастные ванны для кистей рук, затем – контрастное их обливание и в заключение этого подготовительного этапа делать контрастное обливание кистей рук под струей воды. ( в течение последних двух недель сентября) С начала октября я начала работу по формированию координации ,
силы, произвольности мелких движений пальцев рук непосредственно на логопедических занятиях. Она осуществлялась на 4 уровнях: 1. Уровень слухового восприятия звука, слова, фразы, текста. 2. Уровень произношения изолированного звука, слога. звукосочетания. 3. Уровень произношения слов, фразы, стихотворного текста.
4. Уровень произношения связных текстов и самостоятельной правильной речи детей.
На уровне слухового восприятия работа по развитию тонкой моторики кистей рук была начата мной с «пальчиковых игр» Игры с пальчиками я использовала при проведении физкультминуток в течение октября- декабря месяцев. В дальнейшем я применяла их эпизодически.
Параллельно было начато обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Я учитывала, что у детей преобладает конкретно- образное мышление. Я постаралась приблизить содержание и ритм стихов к характеру самого движения. Я разработала три комплекса упражнений самомассажа:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
- Самомассаж ладоней.
- Самомассаж пальцев рук.
Привожу примеры упражнений каждого из трех комплексов.
- Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки и пунктирными движениями вперед-назад , смещая кожу на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу.
Утюг.
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу. ежику и мишке.
- Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама.
По головке мама гладит
Сына – малолеточку.
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
3. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на
столе, дети сидят.Щипками делают хватательное движение на каждое слово стихот-
ворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев.
Клещи.
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
Самомассаж проводился на подгрупповых занятиях в виде небольших комплексов, включавших 5-6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием.
Для работы на уровне произношения изолированного звука, слога, звукосочетания
я использовала рисование детьми предметов цветными карандашами. Это подготавливает руку к письму и развивает речь .В процессе рисования форм дети , четко артикулируя , произносили слоги, звукосочетания, а при небходимости и изолированные звуки. Этот период работы использовался мной в период с декабря по апрель-май.
С большим удовольствием дети занимались по пособию « Шершавая азбука». На нужный звук подбирались слова, дети находили соответствующую букву,осязали ее.
Этот вид работы применялся в процессе автоматизации звуков в словах и предложениях
в течение всего учебного года.
При автоматизации звуков в чистоговорках и стихах я использовала игровой прием
« Расскажи стихи руками». В основном использовались все те же позы и движения, которые уже были знакомы детям по играм с пальчиками.
Задания на уровне произношения связных текстов дети начали выполнять со второй половины учебного года, когда они в основном уже владели правильным произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков. Придумывали вместе с детьми , как лучше
изобразить при помощи рук тот или иной персонаж, предмет , движение.
С марта я ввела на занятия пособие « Собери пирамидку», которое наряду с развитием тонкой моторики рук предназначалось для формирования процессов внимания, целостности восприятия, для активизации самостоятельных речевых высказываний по поводу выполняемой работы. Детям предлагалось из отдельных колечек сложить пирамидку по образцу, выполненному в черно- белом варианте, что усложняло задачу детей, так как исключало их ориентацию на цвет. Каждый раз образец усложнялся, детям приходилось подбирать, переставлять колечки, чтобы пирамидка получилась в соответствии с образцом. Я задавала больше наводящих вопросов, вызывая ребенка на диалог, следя при этом за правильностью речи, добиваясь, чтобы ребенок сам следил за четкостью произношения, правильностью грамматических форм и смысловой точностью употребляемых слов.
На каждом логопедическом занятии мною использовалось не более 2-3 видов заданий на развитие мелких движений кистей и пальцев рук, которые занимали от 2 до 4 минут каждое.
Предложенная система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук охватывает все этапы процесса автоматизации звука - от изолированного произношения до использования его в самостоятельной правильной речи – и начинает работать еще на уровне восприятия ребенком звучащей речи на слух.
Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции « сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, мною использовались разнообразные приемы работы.
Литература
- Архипова Е,Ф, Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
- Волкова Г,А, Логопедическая ритмика. – М. , 2003.
- Волкова Г,А, Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб. , 2005.
- Пожиленко Е,А, Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. –СПб.,: Каро, 2006.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...