Развитие моторики в ДОУ
консультация по логопедии

Неходзяева Людмила Сергеевна

Помощь и памятки родителям в развитии мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motrika.docx39.33 КБ
Файл igraem_palchikami_i_razvivaem_rech.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие речи, улучшение произношения звуков.

Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.

Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.

Подготовка руки к письму.

Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).

Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладошками

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Группа        Приёмы

Первая младшая        

Массаж кистей рук,

пальчиковая гимнастика,

собирание мелких предметов,

лепка колбасок, лепёшек,

вылавливание предметов ложкой или совком,

выжимание губки,

проталкивание мелких игрушек через отверстие,

шнуровка,

постройка башни из кубиков.

Вторая младшая        

Пальчиковые игры,

нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,

использование пинцета, пипеток, прищепок,

работа с иглой,

собирание матрёшки, пирамидки,

поиск предмета в тарелке с рисом,

завязывание бантиков, узелков,

сматывание нитки в клубок,

закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,

выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.

Средняя        

Пальчиковые игры,

образы из пальчиков,

конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,

собирание мозаик и пазлов,

изготовление аппликаций и фигур из салфеток,

инсценировка стихов с помощью рук,

рисование.

Старшая        

Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,

ванны с шариками,

упражнение «гладильная доска»,

создание картин из ниток,

изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,

плетение из цветных шнурков,

аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,

конструирование из камушков, природного материала,

решение логических задач со счётными палочками,

изготовление украшений из пуговиц, бусинок.

Подготовительная        

Пальчиковая гимнастика,

самомассаж с помощью горошин, карандашей,

игры с мелкими предметами,

собирание мелкой мозаики,

изобразительная деятельность,

раскрашивание картинок,

изготовление оригами,

художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,

рисунки по клеточкам,

графический диктант,

прописи,

рисунки по точкам,

работа с ножницами,

определение на ощупь что спрятано под салфеткой,

проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

 

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.

Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.

Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

 

 

Девочка пишет в тетради

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Сделанные своими руками дидактические пособия для игр с прищепками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры        Примеры дидактических разработок

Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками        

«Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».

Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».

Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».

Пальчиковые игры (гимнастика для рук)        

«Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».

Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».

Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».

Игры на развитие тактильных ощущений        

«Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».

Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».

Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами        

Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».

Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».

Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Шнуровка, откручивание крышек, болтов        

«Игры для развития мелкой моторики своими руками».

Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».

Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами        

«Игры с предметами для развития мелкой моторики».

«Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».

Игры для развития мелкой моторики рук».

Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».

Творческий труд, игры с бумагой, рисование        

Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».

«Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».

«Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Мелкая моторика: ее значение и развитие

«Мелкую моторику нужно развивать!» — новоиспеченным родителям об этом говорят все, кому не лень — педиатры, воспитатели, знакомые. Даже на игрушках нередко можно встретить упоминание о том, что они способствуют ее развитию. В нашей статье Вы узнаете, что такое мелкая моторика, для чего она нужна, как и когда стоит ее тренировать.

Мелкая моторика — что это, и как она влияет на состояние ребенка?

Представьте, как Вы поднимаете теннисный мячик и рисовое зернышко. Согласитесь, брать мяч гораздо легче и быстрее: сомкнул пальцы и готово. То ли дело поднять маленькое зерно — здесь уже нужно приловчиться, подцепить и удержать эту крошку.

Все дело в физиологии. Кисти человеческих рук оснащены большим количеством мышц, как крупных, так и мелких. Крупные мышцы мы тренируем каждый раз, как совершаем любые движения кистями и пальцами. А вот мелкие мышцы «отдыхают» и не развиваются до тех пор, пока мы не начнем делать мелкие и точные манипуляции.

Дайте младенцу монетку — он зажмет ее в ладони, как бы интересна она ему ни была. А вот четырех-пятилетний ребенок уже сможет взять ее пальцами и осторожно осмотреть. В этом простом различии и заключается действие развитой мелкой моторики.

Итак, мелкая моторика — это степень развития мелких мышц кистей рук, которые используются при точных и мелких движениях. Тогда зачем ее развивать?

Ажиотаж вокруг мелкой моторики начался достаточно давно, когда М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия обнаружили интересную взаимосвязь: дети с задержкой речевого развития не могли работать с небольшими предметами, тогда как дети с нормальным уровнем развития активно их использовали.

Это открытие стало импульсом к другим исследованиям в области психологии, педагогики и физиологии. В итоге обнаружилось, что точность выполнения мелких манипуляций связана с работой речевых отделов мозга, сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти и зрения.

Соответственно, работая над мелкой моторикой ребенка, Вы не только развиваете мелкие мышцы рук, но и тренируете его мозг, задействуете зрительную, костную, мышечную, нервную системы. Неплохой бонус для заботливого родителя, не так ли?

Как проверить уровень развития мелкой моторики у своего ребенка?

Чтобы узнать, соответствует ли норме уровень развития Вашего ребенка, посмотрите за его поведением. Итак, абсолютно нормально, если ребенок в:

2-3 месяца тянется к вещам ручками, хватает себя и окружающих за пальцы.

3-6 месяцев умело засовывает игрушки в рот, рассматривает движения своих рук и может целенаправленно схватить предметы размером с его кулак.

8-12 месяцев может переложить небольшой предмет из руки в руку, складывать мелкие предметы в большие, брать небольшие предметы при помощи большого и указательного пальцев.

12-14 месяцев может рисовать каракули, переворачивает разом все страницы книги, разворачивает завернутые в ткань или бумагу предметы.

1-1,5 года ставит кубик на кубик, откручивает мелкие винтовые крышки, собирает пирамидки из колец.

1,5-2 года держит два предмета одной рукой, переворачивает страницы книги по одной, ставит 3 кубика друг на друга

2-2,5 года расстегивает и застегивает крупные пуговицы, липучки, может проталкивать и подбирать с ровной поверхности мелкие предметы.

2,5-3 года рисует пальцами, умеет нанизывать бусинки на проволоку, владеет ножницами, собирает крупу ложкой.

3-3,5 года рисует ровную линию и пунктир, лепит шарики и колбаски из пластилина, застегивает и расстегивает все виды замков, пуговиц, липучек и т.д.

4-5 лет правильно держит карандаш и рисует сложные фигуры (шестигранник, звезда, сердечко), нанизывает бусы на нить, завязывает узлы.

5-6 лет складывает бумагу несколько раз, определяет мелкие предметы на ощупь, ловит мяч в полете.

6-7 лет владеет навыками работы с ручками и карандашами, рисует мелкие детали, ловит маленький мяч одной рукой, заплетает косички.

Если Вы заметили, что ребенок не справляется с нормальными для его возраста манипуляциями, не стоит отчаиваться — Вы спокойно нагоните и даже перегоните норму за пару месяцев, если будете ежедневно работать над совершенствованием моторики в домашних условиях.

мелкая моторика у детей

Способы развития мелкой моторики

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж

Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.

Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.

Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Эти упражнения позволяют разогреть мышцы, усилить прилив крови. Сигналом об отличном проведении упражнения и возможности переходить к следующему служат порозовевшие ладошки и пальчики.

Пальчиковые игры

Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

Очки. Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом только большими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.

Стул и стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняется положение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.

Лодочка. Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.

Ножницы. Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.

Игры-шнуровки и одевашки

В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.

Пальчиковые краски

Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.

Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Аппликации

Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.

Идеи для творчества:

дерево с настоящими листочками;

рыбка с чешуйками в виде страз;

цветы из скрученных салфеток;

овечка из риса или манки;

ежик с иголками из подсолнечных семян.

Если Вы не можете тратить время на придумывание очередного проекта, приобретите специальные наборы для квиллинга. Работа с небольшими лентами и бумажками также эффективно развивает мелкие мышцы рук.

мелкая моторика у детей лепка

Лепка

В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.

Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.

Подобные занятия позволяют расширить кругозор, получить знания о цвете, форме, размере и фактуре материала.

Оригами и другие занятия с бумагой

С бумагой и картоном ребенок может не только заниматься рисованием. Вы можете предложить ему вырезать и склеивать различные аппликации, делать бумажные бусы, плести из полосок бумаги, склеивать различные фигурки, а также делать поделки-оригами.

Чтобы маленький ученик не потерял интереса к работе, важно, чтобы занятия постоянно менялись, а цели усложнялись. Например, начинать стоит с простых самолетиков и корабликов, а затем переходить к журавлям, тиграм и более сложным фигурам.

Театр теней

мелкая моторика у детей театр теней

Театр теней может стать отличным семейным досугом. Для начала стоит вместе с ребенком соорудить и украсить сцену. Представления можно начать с ручного театра, когда ребенок изображает животное или предмет руками, а родители или друзья отгадывают. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки с более сложными героями.

Далее можно изготовить специальные фигурки для пальчикового театра — бумажные колпачки в виде героев спектакля. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Так, с помощью одной идеи Вы можете занять ребенка на несколько месяцев, развить его моторику, а также артистические качества.

Задания с элементами письма

Шестилеток можно занять уже более профессиональными занятиями, которые помогут подготовиться к школе и письму. Вы можете приобрести специальные раскраски с различными видами штриховок. Также можно предложить переводные картинки, в которых нужно обводить контуры различных предметов по трафаретам.

Особенно интересны дошкольникам зрительные и слуховые диктанты, когда малышу нужно нарисовать картинку, следуя озвученному или нарисованному алгоритму. Такие занятия влияют на формирование усидчивости и внимания ребенка.

Занятий, направленных на развитие мелких мышц рук, такое большое количество, что их хватит для заполнения всего досуга малыша. Включайте фантазию, приобретайте специальные игры или книжки и вперед к улучшению мелкой моторики!

Помогаем маме и развиваемся или тренировки для ленивых

Поработать над улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессе занятий повседневными делами. Так, малыш не отвлекает родителей, занят интересным для него делом и получает от этого пользу. Если такая перспектива Вас радует, запомните наши рекомендации, чтобы в следующий раз применить в быту.

На кухне

Согласитесь, когда ребенка не с кем оставить, процесс готовки превращается в сплошное испытание. Малыш норовит провести время вместе с Вами, совершенно не оценивая опасную близость к огню, острым или горячим предметам. Попробуйте занять своего озорника — вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другой крупы и попросите перебрать зерна, отделив мусор. Для стимулирования интереса можно назначить особый приз или вознаграждение.

В итоге Вы получаете вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупы перебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.

Также будет полезно, если малыш будет выполнять несложные манипуляции: чистить мандарины, солить готовые блюда, накладывать соусы, сортирует столовые приборы — в общем делать те элементарные дела, с которые Вы можете ему доверить.

В ванной комнате

Утренние или вечерние сборы не радуют ребенка? Предложите ему помочь Вам и ускорить минуты ожидания. Доверьте малышу важную миссию — открывать все баночки, коробочки и тюбики, которыми Вам нужно будет воспользоваться, после чего закрывать и складывать их на место. Так Вы сможете утолить природный интерес ребенка и научите быстро справляться с различными видами тар.

В гардеробе

Одежда несет для малыша большую познавательную и развивающую нагрузку: это и большое количество деталей и креплений, с которыми нужно научиться справляться, и разнообразие тканей, которые очень полезно изучать на ощупь.

Для начала предложите малышу помочь Вам с сортировкой и сворачиванием вещей. Пусть мама убирает взрослые предметы гардероба, а ребенок — свои. Научите его правильной технике и алгоритмам и наслаждайтесь маленьким помощником, который совершенствует свою мелкую моторику.

Также стоит предлагать ребенку одеваться самостоятельно. Выделите для этого побольше времени, дайте ребенку необходимую одежду и научите, как ее необходимо надевать. Пусть сначала это будут легкие предметы одежды без пуговиц, замков и заклепок. Когда малыш начнет с легкостью справляться с майками, просторными штанишками, носочками и свитерками, переходите к более сложным вещам. Ежедневное повторение таких тренировок позволит овладеть навыками самостоятельного одевания и совершенствовать координацию движений.

Вы удивитесь, как за пару месяцев малыш, с которым нужно было заниматься в свободное время, превратиться в маленького маминого помощника, ловко орудующего своими пальчиками.

Наставления родителям

Казалось бы, столько возможностей для совершенствования, но на как выбрать подходящие методики и занятия? Чтобы Вы могли уверенно сделать правильный выбор, наши психологи составили ряд советов и рекомендаций.

Занимайтесь вместе с ребенком. Совместные занятия не только позволят укрепить отношения, но и помогут ребенку справляться с заданиями с большей эффективностью.

Проводите занятия систематически. Для достижения хороших результатов малыш должен заниматься не менее 1 раза в день. Если Вы периодически пропускаете тренировки, постарайтесь заменить привычные ребенку игры на развивающие.

Занятия должны увлекать, а не утомлять. Для этого необходимо выбирать оптимальную для ребенка длительность занятий — как только он начинает уставать, прекращайте тренировку. Меняйте инструменты и виды деятельности, включайте в работу элементы игры и творчества.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения — Вам же будет легче.

Почему ребенок не говорит в 3 года

Многие родители очень хотят, чтобы их ребенок стал более спокойным и молчаливым. Ведь любознательный малыш все время чем-то интересуется или о чем-то повествует. Однако есть и другая категория родителей, которые мечтают о том, чтобы их ребенок произнес хотя бы слово, но малыш упорно сопротивляется.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Педиатры утверждают, что родители и близкие люди должны понимать речь трехлетнего малыша. Однако это не совсем верное утверждение. Куда важнее оценивать не саму речь, а ее динамику.

Например, если Ваш ребенок и в три года говорит десять слов, и в четыре года, то Вам следует задуматься и начать заниматься этим вопросом.

Если же Ваш трехлетний малыш владеет малым количеством слов, а в четыре года его словарный запас превышает 20–30 слов, то не нужно переживать, ведь Вы наблюдаете тенденцию в лучшую сторону.

Если Вы заметили проблемы с речью у ребенка, сходите к детскому психотерапевту или психологу.

Особенности развития речи

Для быстрого и правильного развития речевого аппарата у ребенка, с ним следует много разговаривать. Начинать общение с малышом можно с внутриутробного периода, ведь разговор мамы и ее будущего ребенка оказывает лишь положительное влияние на обоих. Тем более на 7– 9 месяце беременности плод отлично чувствует звуковые колебания.

Не прекращайте разговаривать с ребенком и после его рождения. Общение между мамой и ее малышом должно быть непрерывным. Даже если он ничего не понимает и не улыбается Вам в ответ, малыш все равно слышит Вашу речь.

Также помните, что полугодовалым детям необходимо наблюдать за артикуляционным аппаратом родителей, ведь именно в этот период времени кроха начинает замечать связь между звуками и движением губ. Малыш и сам начинает подражать маме или папе.

Если родители имеют должное терпение и регулярно занимаются с ребенком, малыш осваивает речь довольно быстро. Если же к этому добавлять еще ежедневное повторение слов, создавая образы, то словарный запас увеличится еще быстрее.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Каждый родитель должен знать, что если с малышом не заниматься и не развивать его речь, то он никогда не заговорит самостоятельно. Но также стоит помнить, что сроки начала внятного говорения очень индивидуальны. Одни дети уверенно произносят слова в годовалом возрасте, когда другие еле-еле составляют слоги в три года.

Существуют определенные возрастные показатели, по которым можно увидеть задержку речевого развития:

Для трехмесячного малыша характерно гуление;

Полугодовалому ребенку свойственен лепет;

Как правило, девочки в десять месяцев говорят первое слово, мальчики же — только в годовалом возрасте;

В полтора года «молчун» произносит около 10–12 слов, все зависит от того, как с ним занимались родители или педагоги;

Двухлетний ребенок знает почти все местоимения;

В три года малыш знает около 350–400 слов, он легко склоняет их и свободно выражает свои эмоции;

К четырем годам ребенок знает больше полутора тысяч слов;

В пять лет — более трех тысяч слов.

Причины молчания

В современном мире большинство детей начинают говорить гораздо позже. Но об этом знают далеко не все родители, поэтому они незамедлительно начинают искать причины в малыше.

Причины задержки речи могут быть социальными и биологическими.

Социальные причины возможно устранить самостоятельно, при обнаружении биологических причин — следует обратиться к врачу.

Социальные

Напряженные семейные взаимоотношения. Речевой аппарат не развит у детей, у которых родители мало общаются как между собой, так и со своим «молчуном». Чтобы устранить проблему, нужно пересмотреть отношения в семье, особенно между мамой и папой. Как правило, при добавлении в речь различных описаний, действий, эмоций, малыш начинает повторять за взрослыми и говорить.

Частые простудные заболевания у ребенка. Если малыш много болеет и изолируется от остальных детей, в его речи будут заметны нарушения. Родители такого ребенка должны позволить ему изучать окружающую среду и людей вокруг, чтобы речь как можно скорее восстановилась.

Грубое обращение с ребенком. Если дома происходят постоянные физические или психологические насилия, то будет страдать не только речь, но и все состояние здоровья малыша в целом.

Педагогическая запущенность. Многие родители ошибочно полагают, что их ребенок умен и способен ко всему с рождения и что для развития навыков не нужно прилагать усилия. Но это не так. Другие мамы и папы перекладывают ответственность на педагогов в детском садике и учителей в школе. Они забывают, что именно семья закладывает способности у ребенка.

Большое количество изучения языков. Зачастую из-за стремления выучить несколько иностранных языков, родитель забывает уделять должное внимание русской грамоте и речи.

Эмоциональный стресс. Причиной отсутствия речевых данных у малыша может послужить событие, которое вызвало у ребенка негативные эмоции, страхи, эмоциональные расстройства. В данном случае стоит обратиться за помощью к психологу или логопеду.

Чрезмерный контроль. Родители часто забывают о том, что в ребенке нужно развивать самостоятельность. Мамочки, пытаясь оградить ребенка от негатива, делают ему только хуже. Ведь из-за гиперопеки может быть замедление общего развития, и, в частности, речи.

Загруженная информационная среда. Если вокруг малыша слишком много информации, например, компьютер, телевизор, радио, телефон, он очень быстро замыкается и устраняется от мира вокруг.

Биологические

Наследственность. Как правило, дети произносят первые слова в таком же возрасте, как и их родители. Если мама или папа начали говорить поздно, то малыш тоже будет немного отставать в развитии. Не стоит волноваться по этому поводу, ведь это не патология, а всего лишь наследственный фактор.

Тугоухость. В современном мире большое количество детей рождается с нарушением слуха или слухового аппарата. Таким малышам нужно более внимательное отношение, чтобы улучшить развитие речевых способностей.

Последствия болезней. Проблемы с речью могут быть вследствие перенесенного заболевания или врожденной травмы.

Вирусное заболевание матери во время беременности или периода лактации. Лекарственные, химические или наркотические вещества в крови матери могут негативно сказаться на развитие ребенка.

Когда стоит начать беспокоиться?

Многие врачи считают, что в 3 года ребенок должен начать говорить, даже если его речь не очень понятна окружающим людям. Если же Ваш малыш упорно молчит, то Вам следует обратиться за помощью к специалисту.

Рекомендации от врача

Комментируйте вслух как свои действия, так и каждое движение малыша. Объясняйте ему явления природы, рассказывайте об интересных вещах, делитесь своими эмоциями, поясняйте функции предметов. Даже если Ваш ребенок еще не разговаривает, его пассивный словарь будет расширяться.

Обязательно следите за своей речью, ведь именно она является эталоном для малыша на ранних этапах развития. Не позволяйте себе говорить грубо и старайтесь произносить слова правильно.

Как можно чаще проводите время с ребенком, читая детскую литературу. Просите малыша повторять слова и строчки из произведений, заучивайте с ним небольшие стихотворения.

Старайтесь не оставлять ребенка с телевизором, планшетом или телефоном, смотрите мультики, познавательные программы или играйте в занимательные игры вместе, доступно объясняя действия героев или правила игры.  

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Ваш ребенок уникален!

Развивайте в малыше творческие способности. Подарите ему мозаику, научите его строить домики, раскрашивать картинки или же просто раскладывать крупы по блюдцам, ведь такие действия стимулируют не только работу мелкой моторики рук, но и речевые зоны мозга.

Не спешите бежать на помощь к малышу и выполнять его молчаливые просьбы. Пусть он постарается выразить свои эмоции, желания или действия самостоятельно.

Никогда не смейтесь над ребенком. Наоборот, пытайтесь мотивировать малыша различными способами.

Гуляйте с «молчуном» на детской площадке, организовывайте вокруг малыша «говорящую» среду.

Учите скороговорки и сочиняйте истории, рассказы со своим ребенком.

Консультация логопеда для родителей в детском саду

Вы не замечаете серьезных проблем с речью ребенка, но все же некоторые опасения у Вас имеются? Что ж, необходимую консультацию специалиста Вы можете получить прямо сейчас. Наши логопеды собрали свод рекомендаций и советов, которые позволят решить наиболее распространенные проблемы и получить ответы на актуальные вопросы.

Проблемы, которые встречаются многим

Как бы ни хотелось родителям, нередко малыши испытывают сложности в общении. Задача заботливых родителей — вовремя выявить проблему и предложить грамотное решение.

Ребенок заикается

Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Столкнувшись с заиканием, необходимо стараться устранить проблему как можно раньше. Идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить. Также стоит пройти всестороннее обследование здоровья.

Сами родители также могут помочь своему малышу, для этого Вам стоит:

Соблюдать четкий режим дня, включающий восьмичасовой ночной сон.

Говорите с ребенком неторопливо, спокойно, негромко. Избегайте резких жестов и ярких выражений эмоций.

Не подгоняйте ребенка во время разговора, выслушивайте его внимательно и спокойно.

Чаще проявляйте ласку, не критикуйте малыша.

Ребенок «захлебывается» словами, говорит слишком быстро

Дети редко говорят быстро и четко, чаще всего маленькие. С быстрым темпом речи приходят и другие проблемы: проглатывание слов и звуков, заикание, запинания. Эта проблема часто связана с перевозбуждением и излишней эмоциональностью малыша, поэтому переживать не стоит — с проблемой Вы можете справиться самостоятельно.

Во-первых, снизьте количество эмоциональных раздражителей. Возможно, у малыша возникает слишком много эмоциональных потрясений в течение дня, из-за чего он просто не может сдержать поток слов. А может быть Вы уделяете слишком мало времени на душевные разговоры, поэтому ребенок пытается «выжать максимум» из каждой минуты?

Во-вторых, научите ребенка говорить медленно. Это можно сделать в виде просьбы, периодических напоминаний или даже в формате игры «Кто медленнее скажет?» — как Вам и Вашему ребенку удобно. После регулярных тренировок речь ребенка несколько замедлится и достигнет «золотой середины».

Если же решить проблему самостоятельно не удается, обратитесь к педиатру. Дело в том, что быстрая речь может быть признаком болезни — тахилалия. Тахилалия характеризуется быстрым речевым потоком, в устранении которого участвуют психолог, логопед, психиатр и невролог.

Ребенок говорит медленно и монотонно

Нередко возникает и обратная проблема — ребенок произносит слова слишком медленно и тягуче. Подобная ситуация более серьезная, мы рекомендуем сразу же обратиться к логопеду, чтобы выявить возможную брадилалию.

Однако Вы можете облегчить состояние ребенка, помочь быстрее справиться с проблемой:

Внимательно выслушивайте малыша, не выражайте своего нетерпения. Ребенок не должен испытывать стеснения при разговоре, не должен «зажиматься», чтобы разговаривать как можно больше.

Говорите в нормальном темпе. Многие родители вслед за ребенком начинают замедлять ритм речи — делать этого не стоит. У малыша должен быть пример правильной речи, к которому стоит стремиться.

Учите стихи и скороговорки. Пусть ребенок учится повышать темпы речи на привычных ему предложениях.

Ребенок не выговаривает звуки

Если ребенок до 3-4 лет путает, проглатывает или заменяет звуки — это нормально. Главное, чтобы к 5 годам эти проявления прошли и ребенок правильно и четко произносил все звуки речи. Таким образом, до 5-6 лет проблемы с произношением отдельных звуков можно решить в домашних условиях, а позже — обращаться к логопеду.

Отрабатывать отдельные звуки не так уж и сложно. Для начала покажите малышу правильную артикуляцию при произношении звука: посадите его перед собой таким образом, чтобы его глаза были на уровне Вашего рта и четко произносите звук много раз. Когда малыш научится повторять движения и станет выдавать нечто похожее на желаемый звук, начинайте отрабатывать навыки при помощи скороговорок на этот звук.

Проблемы с речью встречаются у 50% детей, так что не стоит паниковать — Ваше беспокойство передастся ребенку и это только усугубит ситуацию. Если у Вас возникают вопросы по развитию речи ребенка, Вы всегда можете задать их логопедам детской студии «Поколение».

Советы логопеда родителям

Нередко родители допускают грубые ошибки, которые влекут за собой речевые нарушения ребенка. Чтобы не допустить этого, соблюдайте простые советы нашего логопеда.

Следите за тем, как разговариваете сами

Многие родители так озабочены исправлением речевых дефектов своих детей, что совсем не думают о том, как и как они говорят. А ведь стиль общения и основные речевые ошибки легко «передаются по наследству».

Соответственно, начиная работу над речью ребенка, поработайте над собой:

расширьте лексикон, выучив новые слова и речевые обороты;

избавьтесь от слов-паразитов и нецензурных слов;

при необходимости сходите к логопеду, чтобы исправить речевые дефекты;

говорите с ребенком ласково и грамотно, исключите грубость и просторечные обороты.

В идеале, каждый взрослый, проводящий время с ребенком, должен показывать ему пример правильной и красивой речи.

Играйте в развивающие игры

Игры-развивашки могут стать отличным вариантом для организации досуга и совершенствования речи малыша. Сегодня в интернете и специальной литературе можно найти немало интересных вариантов, вот несколько интересных примеров:

Артикуляционная гимнастика. В этой игре ребенку нужно повторять различные движения: высовывать язык и двигать им, надувать щеки, щелкать зубами, сжимать губы и т.д. Легче всего такие упражнения проводятся со стихами. Пример:

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем — горка получается.

Быстро-быстро с горки вниз

Катится с горы Денис.

Песенка-чудесенка. В этой игре ребенок отрабатывает правильное произношение гласных звуков. Для начала малыш может повторять пение за взрослым, а затем, когда он познакомиться с буквами, предлагать таблички с нужными гласными.

Повторяй за мной. Правила просты: взрослый читает стих, а ребенок повторяет последний слог в каждой строке.

Проводите спокойные душевные беседы

Заведите особый ритуал, при котором один из родителей будет общаться с ребенком, обсуждать прошедший день и накопившиеся эмоции. Беседа должна выстраиваться в формате диалога, когда активно говорит и малыш, и родитель.

Казалось бы, 15 минут вечером — пустяк, но эта беседа несет большую пользу для малыша. Во-первых, он учится формулировать свои мысли, выстраивать фразы и предложения. Во-вторых, он слышит грамотную речь родителя и перенимает полезный опыт. В-третьих, он регулярно делится своими переживаниями, а это предупреждает появление стресса, комплексов, напряжения.

Привычки, полезные для речи

Наш логопед сформулировал свод полезных привычек, которые положительно влияют на развитие речи малышей:

Развивайте мышцы артикуляционного аппарата. Большой эффективностью для развития мышц губ, языка и щек помогает пережевывание твердой пищи, полоскания рта, надувание щек, артикуляционная гимнастика и т.д.

Работайте над мелкой моторикой. Регулярно выполняйте гимнастику, предлагайте малышу различные развивающие игры, игрушки с мелкими деталями для игры.

Читайте каждый день. Сначала это может делать взрослый, ребенок при этом может рассматривать картинки или смотреть на чтеца. Далее можно предлагать малышу прочитать небольшие фрагменты, пока ребенок не начнет читать самостоятельно.

Занимайтесь регулярно и с удовольствием. Каждое занятие не должно превышать по длительности 15-20 минут, после чего стоит сделать небольшой перерыв. Также стоит проводить уроки в игровой форме — так ребенку будет гораздо проще сконцентрироваться.

Обсуждайте окружающее. Во время прогулок или по дороге обсуждайте все, что встретится Вам на пути. Сначала можно просто называть предметы, потом добавлять их характеристики, а затем можно уже заводить полноценные беседы.

Если у Вас остались какие-либо вопросы или Вы замечаете некоторые отклонения в развитии речи, мы ждем Вас в детском центре «Поколение». Наш логопед готов провести разовую консультацию или начать курс лечения в зависимости от состояния ребенка и Ваших пожеланий.

Что должен уметь ребенок в 3 года — памятка для родителей

Интересно ли Вам было когда-нибудь узнать, почему мамы имеют право на декретный отпуск до достижения детьми именно трех лет?

В этом возрасте малыши готовы отправляться в детский сад, потому что обретают много навыков и готовы к развитию. Эти умения станут памяткой для родителей, о который мы подробно расскажем в этой статье.

Малыш трехлетнего возраста должен владеть определенными знаниями и уметь совершать различные действия. В этот период у ребенка идёт бурное развитие как двигательной, так и эмоциональной сферы. Однако родителям всегда нужно помнить, что каждый малыш индивидуален

Возрастные особенности

Для каждого года жизни малыша характерны свои черты. До 3 лет ребёнка можно назвать ещё совсем несформированным, а вот к 3 годам он обретает возрастные особенности.

В медицинском учебнике профессора Р.Р. Кильдияровой «Пропедевтика детских болезней» написано, что делают дети в возрасте 3 лет:

определяют 4 основных цвета;

перешагивают через препятствия высотой 8-14 см чередующим шагом;

в играх используют «роль»: «я-мама», «я-доктор»;

стараются составлять сложные предложения;

одеваются, но при помощи взрослого застегивают пуговицы и завязывают шнурки.

Кроме того, родителям нужно помнить, что именно в 3 года дети начинают активно развиваться и изменяться.

Развитие мальчика в 3 года

Всем известно, что мальчики развиваются позже девочек. Поэтому не волнуйтесь, если ваш малыш ещё не очень самостоятельный.

Трехлетние дети уже многое умеют. Они отлично общаются с другими детьми во время игр и даже соблюдают простые правила. Мальчики в этом возрасте очень любознательны и стремятся к полной независимости.

Трехлетний малыш еще не может кататься на роликах или коньках, но уже осваивает трехколесный велосипед, аккуратно катается на качелях и скатывается на санках. Развитие мальчиков 3-летнего возраста напрямую зависит от сверстников, ведь именно с ровесниками малышу и хочется играть. Мальчики в этом возрасте с удовольствием бегают, прыгают, играют в мяч.

Однако 3-летним мальчикам гораздо сложнее даются умственные задания. Например, им еще трудновато быстро, последовательно и правильно собрать матрешек или назвать геометрические фигуры.

Мальчики в этот период ассоциируют себя с папами, интересуются самолетами, вертолетами, машинками и различными инструментами. Это совсем неудивительно, правда? Ведь если вы вспомните себя в детстве, неужели вам хотелось сидеть за книжками в таком юном возрасте?

Речевые навыки

В этом возрасте у детей появляются новые артикуляционные навыки и умения. Трехлетний малыш начинает слышать некорректное произношение звуков и слов другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з». Также некоторые ребята могут начать произносить звук «р», однако полное его становление происходит позднее.

Речь трехлетнего малыша уже состоит из фраз. Обычно в предложении насчитывается около 4-6 слов. Уже в это время они становятся распространёнными и сложными по конструкции. Малыш уже не употребляет отдельные фразы, а старается построить полноценный рассказ.

Память и мышление

На этом возрастном этапе начинают улучшаться многие психические процессы и изменения у детей. Например, восприятие, ощущение, память и воображение.

У трёхлетних детей повышается способность органов чувств и анализаторов к различию предметов и явлений. Эти процессы проявляются, например, в различии яркости, насыщенности цветов, их оттенков. В этом возрасте ребёнок обладает дифференцированном зрительным органом чувств, поэтому способен назвать основные спектральные цвета, но не могут до конца различить все оттенки.

Однако следует знать, что у малышей этого возраста недостаточно развита произвольность психических процессов. Поэтому в этот период у ребёнка преобладают непроизвольные запоминания и редкие упоминания. Детям 3 лет в основном присуща наглядно-образная и двигательная память.

Физическое развитие

Всегда стоит помнить, что каждый ребёнок индивидуален и что растёт он и развивается в собственном темпе. Поэтому никогда не волнуйтесь, если ваш малыш не владеет всеми навыками, которые имеются у его сверстников. Важно, чтобы вы сами отмечали прогресс его развития и совершенствование навыков во время роста.

Средняя масса мальчика в три года составляет 12-18 кг

Средняя масса девочки — 11-17 кг

Рост мальчиков составляет 90-103 см

Рост девочек — 90-101 см

Однако следует помнить, что дети по своему физическому развитию очень отличаются друг от друга.

В 3 года ребёнок владеет множеством двигательных навыков:

Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице

Легко справляется с мячиком

Уже умеет кататься на трехколёсном велосипеде

Прыгает, поднимается на носочки

Отлично хлопает в ладоши и забавно топает ногами

Справляются с конструктором

Умеют вырезать несложные фигуры и лепить фигурки

Постепенно игры малышей становятся все труднее и труднее. Но это не может не радовать родителей.

В этом возрасте малыш уже умеет одеваться и раздеваться без помощи взрослых, хорошо владеет лодкой, пьёт из кружки. Также он сам моет ручки и отлично следит за своими физиологическими потребностями.

Развитие девочки в трехлетнем возрасте

Три года — это возраст бесчисленного числа вопросов, особенно у маленьких девочек. Именно в этот период девочки проявляют интерес к различным красивым нарядам и маминой косметики, стараются подражать взрослым девушкам.

Трёхлетние девочки уже отлично общаются как с ровесниками, так и со взрослыми. В этом возрасте у маленьких принцесс проявляется особый интерес и любовь к животным и маленьким детям.

Речь

Развитие речи напрямую зависит от индивидуальных потребностей и особенностей малыша и от того, насколько часто с ним занимаются родители.

В 3 года ребёнок начинает делать умозаключения, может рассуждать о предметах, действиях и явлениях вокруг.

Именно в этом возрасте активный словарь малыша увеличивается почти в 2 раза: от 1 тысячи слов до 2 тысяч. Важно отметить, что трёхлетние дети не просто используют слова, а упорно пытаются понять значение каждого отдельного слова.

Малыши уже могут называть детали предметов, различать похожие предметы. Например, они уже с легкостью различают животных на картинках.

Интеллектуальное развитие

Многих родителей мучает один вопрос: «С чего начать интеллектуальное развитие ребёнка в 3 года?».

В этом возрасте детям уже можно читать книжки, ходить с ними в зоопарки, посещать детские мероприятия. Также следует побуждать ребёнка выражать своё мнение и эмоции, делиться своими воспоминаниями или повторять стихи.

В 3 года формируется индивидуальность: ребёнок старается воспринимать себя как личность с определенными качествами.

Ниже приведём несколько советов родителям:

Любите ребёнка в любом его проявлении

Не решайте за малыша и не определяйте, что для него просто, а что сложно

Старайтесь поощрять в ребёнке как правшу, так и левшу, ведь это ведёт к полноценному формированию нейронных связей

Не придумывайте ничего за малыша и не навязывайте своё мнение

Не сужайте круг общения ребёнка и не запрещайте ему дружить с другими детьми

Развитие моторики

Очень важно развивать мелкую моторику пальцев детей именно в возрасте 3 лет, потому что именно в этот период формируется:

мышление

память

внимание

восприятие

наблюдательность

речь

В 3 года движения пальцев детей становятся все более похожими на движения взрослого человека и постепенно совершенствуются. Уже в этом возрасте малыш активно использует пальцы для захватывания и удержания предметов.

Как распознать отклонения в развитии

Следует обратить особое внимание на ребёнка, если он:

не стремится к общению с другими детьми. Возможно, его не принимают в игру, потому что речь малыша непонятна окружающим;

слишком торопится и проглатывает часть слов;

не может ответить на простые вопросы;

не распознает и не может различить предметы.

При наличии вышеперечисленных симптомов ребёнка нужно показать специалисту. Не переживайте раньше времени, ведь вполне вероятно, что эти отклонения могут исчезнуть уже после первых упражнений.

Помните, что каждый ребёнок индивидуален. И далеко не каждый соответствует определенным стандартам.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Учитель-логопед

Берендяева Ю. А.

Консультация для родителей на тему:

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

  1. Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

  1. Примеры упражнений, мини-практикум с родителями.

Все упражнения можно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Ладошки скрестить,

Всех детишек приласкало.

пальцы широко раздвинуть

Упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Покружись-ка ты по кругу!

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

  1. Заключение.

Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Литература

  1. Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
  2. Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. - Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.
  3. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение «лепки» в развитии моторики и ее влияние на развитие личности дошкольника

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и...

Взаимосвязь развития речи и развития моторики рук дошкольников

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста....

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...

Картотека игр, направленных на развитие моторики, координации движений и мелкой моторики руки

Игры способствуют освоению эталонов основных движений и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознан...