Пути профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста общеобразовательной организации.
статья по логопедии
Статья о путях профилактики нарушений письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_profilaktiki_narusheniy_pisma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста общеобразовательной организации.
Одной из важнейших проблем в системе дошкольного образования в логопедии является профилактика нарушений письма у письма у детей дошкольного возраста. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации и имеет огромное значение в ходе освоения знаний. Однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен усвоить навык правильного и осознанного письма.
Концепция Р.Е. Левиной о влиянии на письменную речь нарушений устной речи получила распространение, подтверждение и дальнейшее развитие в работах многих отечественных исследователей (Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной). По их мнению, успешность овладения письменной речью обусловлена сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений.
Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [6,1].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.
Необходимо отметить, что если достаточная коррекция нарушения не будет реализована в дошкольном возрасте, то детям уже, будучи в школьном возрасте грозят значительные расстройства чтения и письма. У данных детей чтение бывает медленным, побуквенным, угадывающим, что не способно обеспечить осознание прочитанного текста. Письмо детей даже с незначительно выраженным общим недоразвитием речи различается огромным числом ошибок. Как правило, если у ребенка имеются проблемы с устной речи, то с письменной речью также возникнут огромные сложности.
Проблема предупреждения нарушения усвоения письменной речи на сегодняшний день является теоретически и практически значимой. В старших группах дошкольных организаций находятся дети, которые уже имеют предпосылки тех или иных форм дисграфии. У детей с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи» (ОНР) и «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФН) часто отмечается нарушения пространственной ориентировки, звукопроизносительной стороны речи, фонематического анализа и синтеза. Такие нарушения выступают предпосылками дисграфии и свидетельствуют о том, что у этих детей могут возникать трудности на этапе овладения письмом [1, 2, 7].
Основные предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста:
1. Сложности слуховой дифференциации звуков, которые близки акустически: звонких-глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, а также таких звуков, как [р], [л], [й]. Данное нарушение являетсяпредпосылкой акустической дисграфии, так как недифференцируемые на слух фонемы каждой из названных групп, в дальнейшем будут взаимозаменяться в письменной речи.
2. Полные звуковые замены в устной речи, в основном встречающиеся внутри групп звуков, которые близки артикуляторно и акустически. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает, как правило, вследствие таких замен, так как неправильное проговаривание слов неизбежно приводит к соответствующим
заменам букв на письме.
3. Несформированность фонематического анализа слов. По В. К. Орфинской к простейшим видаманализа относятся следующие: узнавание ребенком звука на фоне слова; выделение ударного гласного,стоящего в начале слова и конечного согласного в конце слова; определение примерного положения звука вслове (в начале, в середине, в конце).
Неспособность ребенка старшего дошкольного возраста справиться с подобными заданиями приводит к значительным трудностям в овладении полным фонематическим анализом слов. Такие нарушения являются явной предпосылкой к дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
4. Несформированность зрительного анализа и синтеза, а также зрительно-пространственныхпредставлений может рассматриваться как предпосылка оптической дисграфии, так как затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой.
5. Трудности формирования грамматического строя речи, что внешне проявляется в основном в бедности синтаксических конструкций и так называемых аграмматизмах – ошибках согласования и управления. Такие нарушения являются предвестником аграмматической дисграфии.
Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте можно предсказать неизбежность появления у детей всех основных встречающихся в логопедической практике видов дисграфий. А это значит, что профилактическая работа по преодолению и возможно полному устранению уже имеющихся предпосылок должна проводиться еще до начала обучения ребенка грамоте. Необходимо осуществлять работу по развитию пространственно-временной ориентировки, речевого внимания и фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза слов, лексики, грамматического строя речи, по устранению нарушений устнойречи [2, 4, 7]
В развитии предпосылок письма у детей дошкольного возраста выделяются четыре базовых периода:
1. Ориентировочный период – это когда ребёнок дошкольник приучается обращаться и работать с бумагой и ручкой, формируются движения руки, визуальный анализ, понимание письменной деятельности как прием коммуникации. Это своего рода предварительная работа по подготовке ребёнка к овладению письменной речи.
2. В ходе аналитического периода осуществляется развитие моторики при написании элементов букв и их соединений и реализуется связь звука и буквы. Этот период подготовкой ребёнка руки к письму. Ребёнок учится работать с ручкой, а также с прописями и штриховкой.
3. Аналитико-синтетический состоит из перехода к соединению букв в слове, доминирует ход синтеза.
В ходе синтетического периода письмо автоматизируется, техника написания переходит на второй план, базовым служит изложение смысла.
Исходя из положения, распоряжения от 6 августа 2020 г. N Р-75 Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77).
Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
-консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
В данном случае – задача дошкольного учреждения предупредить возникновению возможных нарушений письменной речи.
Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи в младших классах, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства. [3 ,90].
Мерами ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова считает целенаправленное развитие у детей тех психических функций, которые необходимы для успешного овладения процессом письма. В целом,
профилактика дисграфии у старших дошкольников включает в себя следующие основные направления
работы:
1.Развитие психомоторики и сенсорных функций: зрительного, слухового восприятия, пространственно-временных, кинестетической организации движений, конструктивного праксиса.
2.Развитие межанализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность.
3. Развитие психических функций: памяти, слухового и зрительного внимания.
4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций (сравнение, сопоставление, классификация, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение; формирование навыков планирования и самоконтроля в деятельности; воспитание мотивации к учебной деятельности).
5. Развитие всех сторон речи: связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям, совершенствование лексико-грамматической стороны речи [7,13].
Исходя из положения, распоряжения от 6 августа 2020 г. N Р-75. Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77).
Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
-консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
В данном случае – задача дошкольного учреждения предупредить возникновению возможных нарушений письменной речи.
Профилактика дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и артикуляторно-акустической дисграфии.
Данные виды дисграфии на письме проявляются в заменах букв, соответствующих артикуляторно-акустически близким звукам, в неправильном обозначении мягкости на письме, в заменах гласных букв.
Здесь можно использовать всевозможные игры на звукопадражание: «Кто как кричит», «Скажи так», «Повтори за мной» и.т. д.
Для предупреждения дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза необходимо сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов. Для этой цели используются следующие упражнения:
Упражнение 1: Узнавание звука на фоне слова.
Ребенку необходимо ответить на вопрос: “Есть ли звук Р. в слове Р-Р-РОЗА?
В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р?” (Звук Р. произносится несколько утрированно). [5,20].
Профилактика дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Данный вид дисграфии проявляется в искажении звуко-буквенной структуры слов (пропуски букв, добавления лишних букв, перестановки букв).
Для предупреждения дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза необходимо сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов. Для этой цели используются
следующие упражнения:
Упражнение 1.
Узнавание звука на фоне слова. Ребенку необходимо ответить на вопрос: «Есть ли звук Р
в слове Р-Р-РЫБА? В слове ШАПКА? В слове ЛАПА? В слове ПАР-Р-Р?» (Звук Р произносится несколько
утрированно).
Упражнение 2.
Определение положения заданного звука в слове (в начале, в середине или в конце).
Профилактика оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия проявляется на письме в не узнавании и не различении графически сходных букв, их смешении, в заменах одной буквы другой, в отрывах элементов букв, в зеркальном написании букв, написании лишних элементов букв.
У детей необходимо целенаправленно развивать зрительное внимание и восприятии: цифр, букв и предметов.
А.Развитие представлений о форме и величине предметов. [5,25].
Упражнение 1.
Ребенок рассматривает два ряда геометрических фигур. Логопед, указав на квадрат, или овал, расположенный в верхнем ряду, просит ребенка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.
Упражнение 2.
Ребенок должен показать большой, маленький и средний мяч, а также два одинаковых по величине мяча. Затем, показывая поочередно на каждый из мячей, логопед просит назвать ребенка величину мячей (большой, маленький, средний). Показав в заключение на два одинаковых по размеру мяча, необходимо постараться получить от ребенка соответствующее словесное обозначение (“одинаковые”).
Профилактика аграмматической дисграфии.
Аграмматическая дисграфия на письме проявляется в искажении морфологической структуры слова,замене префиксов, суффиксов; в изменении падежных окончаний; в нарушении предложных конструкций; в
изменении числа существительных, падежа местоимений; в нарушении согласования; в нарушениисинтаксического оформления речи. Основные этапы работы:
А.Словоизменение: правила образования множественного числа имен существительных; правила согласования прилагательных с существительными; правила согласования существительных с числительными.
В.Словообразование: использование уменьшительно-ласкательных суффиксов; правила образования глаголов при помощи приставок; правила образования относительных прилагательных; правила образования притяжательных прилагательных; правила образование названий детенышей животных.
В период дошкольного детства формируются и предпосылки письма, которые состоят из: развития тонкой моторики рук, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в частности буквы, цифры. Эти предпосылки дают возможность ребенку успешно осуществить навык письма в школе. Поэтому в зависимости от того, как педагоги ДОУ будут готовить руку ребёнка к письму. Исходя от этого, будет и успешен навык письма ребёнка. Поэтому педагогам ДОУ необходимо работать над повышением качества устной речи в общеобразовательной организации, а также профилактикой нарушения письма. Ведь устная и письменная речь ребёнка, оказывает огромное влияние на успешность ребёнка в школе.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, связанное с несформированностью высшихпсихических функций, которое проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, имеющих стойкий характер. На сегодняшний день дисграфия является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся начальных классов. Так, 8,7% младших школьников имеют стойкие и специфическиенарушения в усвоении чтения и письма.
Начинать работу по профилактике дисграфии более целесообразно еще в дошкольном возрасте при выявлении нарушений речи, которые и являются ее предпосылками. Только в этом случае можно говорить о профилактических мерах, которые, будучи своевременно принятыми, не дадут «расцвести» дисграфии, либо,как минимум, значительно сгладят ее проявления
Литература:
1.Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие школьной адаптации детей с ограниченными возможностями зд
оровья // Вестник Мининского университета № 3 (7) - 2014. 2.Каштанова С.Н., Константинова Н.В. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. -2015. - №4. - С. 48.
3. Клейменова, О.А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников // Логопед. – 2014. -№5. – С. 88- 101.
4. . Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.
5. Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2011. - 460 c
6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.
7. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ...
"Формирование готовности руки к письму у детей дошкольного возраста через организацию игр и упражнений".
Одним из немаловажных аспектов подготовки ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности.Замечательный пед...
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...
презентация на тему: " Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста".
Предлагаю Вашему вниманию интересные виды работ по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста....
«Система коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста»
Направления работы с детьми с ОНР дошкольного возраста с целью предупреждения дисграфии....
Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .
Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...