Речевой материал для дифференциации звуков [с-ш].
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Светличная Нина Дмитриевна

С

звук похож на свист воды из крана

губы улыбаются

язычок опускается вниз и становится «горочкой»

 

изо рта идёт прохладный воздух

звук может звучать сердито, твёрдо ( с - синий цвет) и мягко  ( сь - зелёный)

Ш

звук похож на шипение змеи

 

губы круглые

язычок поднимается вверх к «бугоркам» и становится похож на «чашечку»

изо рта идёт тёплый воздух

звук  всегда твёрдый, обозначается синим цветом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_-_sh_dlya_sayta.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал для  дифференциации звуков [с-ш].

С

звук похож на свист воды из крана

губы улыбаются

язычок опускается вниз и становится «горочкой»

изо рта идёт прохладный воздух

звук может звучать сердито, твёрдо ( с - синий цвет) и мягко  ( сь - зелёный)

Ш

звук похож на шипение змеи

губы круглые

язычок поднимается вверх к «бугоркам» и становится похож на «чашечку»

изо рта идёт тёплый воздух

звук  всегда твёрдый, обозначается синим цветом

Задания к буквам.

  1. Раскрасить буквы двумя цветами.
  2. Придумать слова со звуками [с,ш]
  3. Обсудить символы звуков.
  4. Читать пары слогов и цепочки.
  5. Проговаривать пары слов с «дирижированием»: на [с] ладошка горизонтально над столом, на [ш] пальцы собраны в кольцо.
  6. Приклеить (или нарисовать) картинки к буквам.

1

Проговаривать серии слогов с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш.].

ша – са

шо – со

су – шу                сы – ши                                          

са – ша – са                               ши – сы – ши        

со – шо – со

ша – су – шу  

су – шу – су  

сы – ши – сы  

ше – сэ – ше

шо – со – шо                            

сэ – шу – са

ша – со – шу

ши – су – шо

ас – аш – ас                    

уш – ус – уш                 иш – ис – иш                  

         

2

Проговаривать пары слов. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов.

сутки –  шутки  

скала – шкала

споры –  шпоры

сок – шок  

стиль – штиль 

солить – шалить   

каска – кашка

миска – мишка                                                      

маска – Машка                          

крыса – крыша  

басня башня

касса – каша

плюс –  плюш

мыс – мышь

марс – марш

вас – ваш

3

Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш].

        суша сушка спешу смешу слышу стишок слишком солнышко сушёный стёклышко соловушка смешной шанс шалость шелест шесть шоссе

насмешка душистый послушный  пастушок нашествие путешествие пушистый трусишка

4

Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш].

      Саша Сашенька сынишка старушка старший сушить смешить слушать страшный шест шерсть шелестеть бесшумный  ушастый шустрый машинист шахматист штангист шестой услышу скушаю босоножки сапожки шоссе раскладушка

5

Изменять слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Отработать произношение звуков [с-ш].

Шептал – шептался

Шевелил - …

Нашёл - ….

Ушиб - …

Прошёл - …

Решил - …

Шатал - …

Надышал - …

Мешал - ….

Лишил - …

Шлёпнул - …

Ошпарил -…

6

Изменить слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок из второго.

ИГРА «Я И ТЫ».

Я спешу

стою

ставлю

слушаю

сливаю

смотрю

слабею

Ты спешишь

стоишь

ставишь

слушаешь

сливаешь

смотришь

слабеешь

7

Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [с-ш].

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Стальной шлем. Толстые шпалы. Весёлая шутка. Душистый ландыш. Лисья шапка. Спелая вишня.

8

Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [c-ш].

Пушистый снег. Сладкий шоколад. Лесная глушь. Шелестят камыши. Шумный класс. Сушёные шампиньоны. Спешу на поезд. Шагаю по шоссе. Большая собака. Соленые волнушки. Уставшая бабушка. Соня – болтушка.  Кашка в миске.

9

Игра с мячом  «Всего по 6». Изменять слова по образцу: соболь – шесть соболей, отработать произношение звуков [с -  ш].

Сухарь –

Лось –

Карась –

Сани –

Гусь –

Кость –

Соловей –

Стул –

Лист –

Свинья –

Гость –

Рысь –

10

Игра с мячом  «Всего по 6». Изменять слова по образцу: Отработать произношение звуков [с -  ш].

Ухо – шесть ушей

Мышь –

Карандаш –

Душ –

Камыш –

Малыш –

Ландыш –

Рысь – шесть рысей

Лось –

Гусь –

Карась –

Колос –

Новость –

11

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков [с-ш].

         Петушок уселся на шест. Лукошко вишен стоит на столе.  В тишине далеко слышен гул самолета. Наташа посолила кашу.  Сластена Саша любит шоколад. В кадушке у старушки солёные волнушки. Кошка лакает кашку из миски.

12

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков                [с-ш].

Вымыли мышки миски для Мишки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

13

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков                [с-ш].

      У Саши машина.  У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Шесть котят есть хотят. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.

14

Проговаривать скороговорки. Отработать произношение звуков [с-ш].

           Береги нос в большой мороз.  Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колёс. Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске. По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины. Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки. Соловушка, соловушка, весёлая головушка! У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьёт для малыша. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.

15

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла!

Не смотрите, что мала.

16

Проговаривать предложения - рифмовки . Отработать произношение звуков [с - ш].

Скушай, Саша, шесть сушек.  В Сашином лукошке шесть кошек. Кешка в спешке скушал пешку. Хороша стрижка у нашей Иришки. Наша Маша всех детишек краше.

Пастушок к пастушке спешит.

Пастушок пастушку смешит.

Пошёл Паша пешком,

Понёс мешок с песком.

17

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Кот сибирский,

Кот пушистый,

Нежен мех его душистый,

Сам он важен и спесив

Видно, знает, что красив.

19

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

….Несушка с петушком

Угощались пирожком,

И смеялся петушок,

Так что трясся гребешок,

А несушка хохотала –

Чуть с насеста не упала…

20

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поёшь,

Ване спать не даёшь?

21

Выучить наизусть стихотворение «Бабушкины руки». Отработать произношение звуков [с - ш].

Это чья рубашка – синие горошинки?

Бабушка старалась, шила для Алёшеньки!

Это чей сарафан белыми ромашками?

Бабушка старалась, шила для Наташеньки!

22

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Веселая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

23

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без приказа светофора,

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

24

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

  • Ёж, ёж, где живёшь?
  • Я живу в густом лесу.
  • Ёж, ёж, что несёшь?
  • В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих деточек кормить.

25

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

26

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Говорил осёл слону:

- Бедная скотина я!

Ходит слух, что у ослов

Уши слишком длинные.

А ведь уши у слонов

Больше, чем ослиные!

Слон ответил:

- Верно, брат,

Уши наши длинные,

Но хвастливо не торчат

Кверху, как ослиные.

27

Проговаривать построчно и выучить стихотворение наизусть. Следить за качеством звучания звуков [ш - с].

Не спеша идёт старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка чёрных стружек.

Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,

Макушка – стружки…

А попробуй, тронь старушку.

Вот тогда узнают люди,

Что внутри  - собака пудель.

28

Выучить наизусть диалог Н. Сладкова «Сорока и мышь». Отработать произношение звуков [с - ш]. Рассказывать диалог по ролям. Раскрасить картинки.

- Мышка – трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же ты тогда боишься?

- Да тихого шороха….

29

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш,

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихооонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат…

30

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

За окошком на крушине

Даже листья не шуршат,

Даже шинами машины

По шоссе не шелестят.

В это время даже мыши

Нашей кошке не слышны.

Тишина…

31

Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  

         Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку. Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать,  как шалить, Алёша.

32

Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  Уточнить значение выделенных слов. Нарисовать к рассказу рисунок.

         Вот под ёлкой сидит маслёнок. У маслёнка на скользкой шляпке полоски. Это пушистая белка покусала. В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдёт белка душистый сушёный гриб и съест. А сытой и теплее, и веселее.

33

Подготовить текст «Портнихи» к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  

         Шёл дождь. Мама устала и заснула днём. Девочки соня и Наташа сидели в этой же комнате и говорили шёпотом.

Соня шила кукле поясок, а Наташа – капюшон. Обе сестрёнки шили хорошо. Когда мама проснулась, она пошла на кухню делать к обеду соус, а девочки убрали мусор с пола и пошли немного погулять перед обедом. Дождь уже прошёл, и сияло солнышко. Песок на дорожках просох, и можно было гулять посаду.

34

Подготовить текст к пересказу, следить за произношением звуков [с - ш].

           Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несёт свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, полмешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устаёт. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, -  думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжёлый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»

35

Подготовить к пересказу текст «Поезд».  Отработать произношение звуков [с-ш].

        Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. 
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд. 
Миша кричит: « Ту-ту!». Он машинист. Маша кричит: 
«Ваши билеты!» Она кондуктор.  А папа тянет за верёвку и приговаривает: « Чух-чух.. Чух-чух...»Значит, он паровоз.

36

Подготовить текст «Сумерки» .к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов.

       Наступили сумерки. В лесу было тихо. Даже не шуршали сухие листья. Белка суетилась целый день; она устала и укладывалась спать в своём дупле. Вдруг напротив её дупла кто-то громко ухнул. Белка высунулась из дупла и спросила: «Что это за шум?» Напротив сидел филин. Он сказал: «Это я пошутил, хотел тебя напугать!» Белочка сердито ответила: «Что за шутки на ночь глядя?!»

37

Подготовить к пересказу текст «Как Мыша за сыром ездил». Отработать произношение звуков [с-ш]. 

         Утром мышонок Мыша сел на велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлёгся и спит.  Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал. Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается. «Посижу-ка я пока  под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра». Сел и отъел кусочек. Потом ещё отъел и ещё.  Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек: « Эх! Только сел, а уже всё съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром!».

38

Отвечать на вопросы по тексту. Подготовить текст «Карандаш» к пересказу.

Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
«Тише, мы его разделим». Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.  Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

39

Пересказывать текст  « Почему у месяца платья нет». Отработать произношение звуков [с-ш].

           Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. 
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. 
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. 
И снова стал кроить и шить. 
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья. 

Литература:

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
  2. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.
  3. Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.
  4. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для звука Л

СловаЗадание 1. Чётко произносить слова.Лаз, лай, лада, лак, лама, лань, лапа, зола, дела, мала, пила, юла, лавка, лайка, лампа, лапка, ластик, ласты, чулан, талант, палата, смола, скула, палас,...

Речевой материал "Учим звук [ш]".

Речевой материал для автоматизации звука [ш] оформлен в виде карточек, удобен в применении. Поможет родителям отработать правильное произношение поставленного звука....

Речевой материал "Учим звук [ж]".

Речевой материал для автоматизации звука [ж] оформлен в виде карточек, с постепенным усложнением. Для одного занятия с ребёнком рекомендуется выполнить задание по одной из карточек, соблюдая последова...

Речевой материал для звука Р.

Автоматизация звук5а Р в словах, предложениях , чистоговорках, текстах....

Речевой материал «Дифференциация звуков [р ]- [рь ]- [л ]- [ль ] в словосочетаниях и коротких фразах»

Речевой материал "Дифференциация звуков [р] - [рь] - [л] - [ль] в словосочетаниях и коротких фразах"...

Речевой материал на звук «Б»(загадки, скороговорки, чистоговорки)

                                     Загадки на звук «Б»У маленькой КатюшкиУселся на м...