Консультации для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Захурдаева Наталья Николаевна

Консультационный материал для родителей детей логопедической группы по развитию речевого дыхания, подготовки к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kons_dlya_rod.docx14.13 КБ
Файл 2_kons_dlya_rod.docx24.41 КБ
Файл 3_kons_dlya_rod.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.

Результат коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью детям в закреплении знаний. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материал на занятиях у логопеда.

Используя предложенный материал, родители получают возможность закрепить у ребёнка знания  и умения в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

 Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 – 3 раза в день.

 Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.

  Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

 Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.  Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации  (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

 Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

 Приучайте ребенка бережно относиться к тетради.

Что может входить в задания логопеда:

 - Задание на развитие артикуляционной моторики.

 - Задание на развитие мелкой моторики.

 - Задание на развитие направленной воздушной струи.

 - Задание на автоматизацию поставленного звука.

 - Лексико-грамматические игры и упражнения.

-Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения ( в зависимости от уровня подготовки детей).

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

1.  Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.

2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

5.  Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

6.  Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.

7. Используйте дополнительную литературу по теме недели(читайте, сказки, разучивайте стихи)

8.  Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок   испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

   

                                                                  Подготовила учитель-логопед Захурдаева Н.Н.

        

        Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

        У детей с ОНР в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, часто дети говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание у детей с нарушением речи. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка плавного длительного вдоха, а неумение вдохнуть побольше воздуха.

        Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки и плеч остаются неподвижны. При длительном высказывании ребенок делает доборы воздуха только через рот, т.к. полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.

        Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через слегка приоткрытые губы (легкая улыбка, которая помогает снять мышечное напряжение), язык при этом свободно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Контролировать правильное речевое дыхание поможет ладонь ребенка, положенная на область диафрагмы. При коротком вдохе стенка живота поднимается, нижняя часть грудной клетки расширяется, выдох плавный – упражнение « Надуй шарик».

        ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

И.п.- дети свободно сидят, контролируя правильность выдоха ладонью.

1 Задуй упрямую свечу

Дети держат в руке полоски бумаги, вдох, затем медленно выдох – «гасят свечу».        

2 Мишка учит буквы

У логопеда набор гласных букв и игрушка Мишка. Дети произносят то низким голосом, как медведь, то высоким, как медвежонок.

Как вариант, можно интонационно окрашивать звуки или произнесение двух гласных одновременно.

3 Игра-загадка

Логопед беззвучно артикулирует один- два гласных звука, дети озвучивают их.

4 Шину прокололи

Сделать легкий вдох, выдох со звуком ш-ш-ш

5 Перекличка животных

Между детьми распределяются роли животных и птиц, Дети, услышав от ведущего своего животного, на медленном выдохе произносят звукоподражание.

И.п.- дети сидят, не контролируя правильность выдоха ладонью. Внимание на длительность и четкость звучания звуков.

6 Трубач

Дети на выдохе медленно и долго дуют в «трубу» из рук: пф.

7 Жук

Дети поднимают руки – вдох, опускают – выдох: ж-ж-ж.

8 Топор

Поднять руки – вдох, наклон вперед, руки опустить, произнести – ух! на выдохе.

9 Комарики

Поворот в стороны, на выдохе звенеть: з-з-з.

10 Ворона

Поднять руки через стороны – вдох, медленно опустить – выдох, произнести: кар!

11 Гуси

Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на выдохе произнести: га (гы).

12 Сценки без слов

Использование междометий, звукоподражаний, отдельных слов в пантомимах дают детям освоение техники речи, дыхания и преодоление застенчивости и робости.

Тренировка правильного речевого дыхания продолжается весь период обучения в логопедической группе с постепенным усложнением речевого материала от занятия к занятию.

   Литература: И.Г.Выгодская, Е.П. Пеллингер, Л.Н.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»  

                       

Консультация для родителей:

«Дыхание по Стрельниковой»

   

                                                                  Подготовила учитель-логопед Захурдаева Н.Н.

             Первое действие новорожденного – вдох. Выдох – результат вдоха. Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой основана на тренировке активного вдоха. И парадокс ее заключается в том, что вдох тренируется в крайней точке каждого движения, т.е. в моменты самой большой нагрузки, когда по всем учебникам и методикам следует делать выдох.

              Стрельникова подметила явление заключающееся в том, что защитные силы организма диктуют движения, сжимающие грудную клетку в момент вдоха. Воздух, войдя в легкие, расходится, и если, делая вдох, мы грудную клетку раскрываем, мускулатура органов дыхания не мешает ему проходить, т.е. остается пассивной, не активизируется и не развивается. Если, делая вдох, мы грудную клетку сжимаем – мускулатура органов дыхания вынуждена мешать воздуху расходиться, сопротивляется ему, т.е. она получает нагрузку  и от этой нагрузки активизируется, а при хорошей тренировке развивается.

            Также Стрельниковой было подмечено и такое явление, что тренировка идет легко и органично только при счете на 4 и 8. не случайно все фразы песен идут на 8, 16, 32. Этот счет физиологичен.

            Французский исследователь Бомье доказал, что по-разному сделанный носом вдох влияет на разные точки коры головного мозга. Гимнастика Стрельниковой влияет на очень многие из них, потому что вдох делается при самых разнообразных движениях головы и тела. Тем самым, производя активный вдох, мы тренируем не только мускулы, но и нервы

            Тренируя вдох, человек увеличивает и воздушный резерв организма, а значит и его жизнеспособность. При этом восстанавливается газообмен организма в естественном темпоритме, кислород насыщает все ткани, в том числе клетки головного мозга, активизируется обмен веществ.

             А.Н. Стрельникова предлагает запомнить 4 правила тренировки вдоха:

1 – Вдох короткий, как укол, активный и естественный.

2 – Выдох – результат вдоха. Строго следить за одновременностью вдохов и движений и не мешать выдоху уходить самопроизвольно.

3 – Накачивайте легкие в темпоритме песен и плясок, считая на 2, 4,8. Темп 60-72 вдоха в минуту.

4 – Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

          Сам комплекс дыхательной гимнастики включает в себя разнообразные движения:

 - РАЗМИНКА- 96 шагов-вдохов в темпе прогулочного шага

 - ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ:

 - Повороты (вправо- влево)

 -«Ушки» (наклоны головой вправо-влево)

 - « Малый маятник» (кивки головой вперед-назад»

        ГЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 - «Кошка» (чуть приседая повороты вправо-влево)

 - «Насос» (наклоны вперед)

 - «Обними плечи»

 - «Большой маятник» (наклон вперед, руки вниз – вдох, руки обнимают плечи – вдох.

 - Полуприседы

Выполняются в трех вариантах:

-ноги на ширине плеч

- одна нога впереди, другая сзади – вес тела на ноге,  стоящей впереди

-то же, вес тела на ноге, стоящей сзади.

         Изучив дыхательную гимнастику Стрельниковой, я пришла к выводу о целесообразности использования этой методики при работе с детьми логопедической группы. У детей- логопатов часто наблюдаются заболевания горла и носоглотки, что ведет к затруднению и искажению голосообразования, а активные вдохи решают эту проблему.            Почти все дети логопедической группы наблюдаются у врача-невропатолога с различными проблемами, в т.ч. с недостаточностью мозгового кровообращения, неврозоподобными состояниями, гиперактивностью, синдромом навязчивых движений и т.д., и как  показывает опыт, дыхательная гимнастика целесообразна при комплексном лечении данных заболеваний.

          Кроме того, система Стрельниковой является и профилактикой простудных заболеваний и обострений хронических заболеваний.

          Дети охотно делают эту гимнастику, особенно если она идет в музыкальном сопровождении. Но темп для них должен быть медленнее. Интересно детям и обыгрывание разнообразных сюжетов. Например, изображать голодного волка, который нюхает воздух. Также занятия лучше проводить в группе с несколькими детьми, тогда игра приобретает дух азарта и новизны ощущений.

   Литература: И.Н. Кочеткова «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» Москва 1989

   

Консультация для родителей на тему:

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

                                        Подготовила учитель-логопед: Захурдаева Н.Н.

         Готов ли ваш ребенок к школе? Попробуем перечислить основные критерии, которые помогут определить готовность вашего ребенка к школьному обучению:

- умение правильно произносить все звуки,

- достаточный объем пассивного и активного словаря,

- грамматическое оформление речи,

- способность вести диалог,

- умение самостоятельно составлять рассказ по описанию или по памяти,

-подготовка к обучению грамоте.

Если о  звукопроизношении родители имеют определенный  запас знаний и умеют объективно оценить своего ребенка, то другие критерии нуждаются в разъяснении.

            Когда речь заходит о словаре, родители почему-то представляют школьный словарь и понятие обследование словаря сводится к называнию слов на одну букву. На самом деле это занятие трудоемкое. Оно подразумевает определение объема словарного запаса. Начать работу проще с существительных. К любому предмету (машина) ребенок должен назвать части (руль, колеса…). Вы можете услышать: «то, что крутят». Подобные ответы в зачет не идут, если только со знаком минус. Еще хуже, если ребенок называет руль кругом или пароход лодкой. Имеет смысл продиагностировать, как ваш ребенок группирует предметы по смыслу. Например, надо одним  словом сказать, что такое машина, автобус, лодка, самолет (транспорт).

           Затем обследуйте словарь признаков. Дошкольник 7 лет на вопрос: «Какой цветок?» должен перечислить не менее 5 признаков – душистый, ароматный, красивый, яркий, хрупкий. Стоит насторожиться, если ваш ребенок отвечает однотипно – красивый, маленький, хороший…

           При работе с признаками нелишне вспомнить образование относительных прилагательных: стол – деревянный, пластмассовый, бумажный; и сложных прилагательных: разноцветный – разного цвета. Еще интереснее работа с притяжательными прилагательными: ухо лисы – лисье ухо. Поиграйте с детьми в игру «Чей хвост, чья лапа» и вы услышите яркие примеры словотворчества – волчачья, зайчиный…

           После этого проверьте глагольные формы на наглядной основе (картинки, пример действия). Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова: пришивает, ушивает, перешивает, зашивает…

           Обратите внимание на различие и временных форм (настоящее, прошедшее и будущее время): работает, работал, будет работать. Придется вспомнить и подбор глаголов к  существительным: кошка мяукает, лакает, царапается, мяукает, сидит, лежит…

Глагольный словарь хорошо проверять на теме «Профессии» (повар - варит, режет, шинкует, чистит, готовит…)

Грамматическое оформление речи включает в себя  умение правильно употреблять падежные окончания (в дупле, о дупле), родовые формы (солнце желтое, цветок желтый, косынка желтая), употребление предлогов (из-за дерева выглядывает мальчик).

           Особенно трудно грамматика русского языка дается двуязычным детям, поэтому эти дети нуждаются в дополнительных упражнениях и контроле за речью.

 Умение вести диалог весьма полезный навык, поэтому обсуждайте с малышом буквально все – фильм, книгу, вчерашний день. Пусть учится правильно строить фразу, задавать вопрос, слушать и понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу. А точнее к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком фото или рисунок и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит предметы, не спешите праздновать победу. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, иметь сюжет. Смысл изображенного должен быть так раскрыт, чтобы, не видя картинку, представлялось её содержание. К этому и надо стремиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Как вариант используйте составление описательного рассказа о предмете, составление рассказа по серии предметных картинок, пересказ.

         Особенно интересен родителям вопрос по подготовке к обучению грамоте. Здесь важно уяснить для себя, что учат в школе, а в детском саду закладывают фундамент для успешного овладения грамотой. И чем прочнее заложенная база, тем легче процесс школьного обучения.

           Главное условие успешного обучения в школе - это овладение слоговой структурой сложных слов – велосипед, воспитательница.

          У дошкольника должен  быть развит фонематический слух (различение глухих и звонких согласных в похожих словах: зуб-суп). Ребенок должен овладеть умением  выделять первый и последний звук в слове, выделять изолированно звуки в словах, делить слово на слоги, предложение на слова, характеризовать звуки (гласный- согласный, ударный – безударный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).

           Также в школе пригодится не только знание букв, но и умение читать. Но здесь родителям надо понять, что детский сад не ставит перед собой задачу обучению чтению. Гораздо важнее научить дошкольника начаткам слитного чтения (прямой и обратный слог) и пониманию прочитанного. Все это в совокупности поможет  успешному обучению в школе.

           В заключении хочется отметить, что важным и самым главным условием для развития речи вашего ребенка является грамотная речь его родителей. Ведь именно речь ближайшего окружения формирует и речь малыша.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Скоро в школу»

                                        Подготовила учитель-логопед: Захурдаева Н.Н.

         Готов ли ваш ребенок к школе? Попробуем перечислить основные критерии, которые помогут определить готовность вашего ребенка к школьному обучению:

- умение правильно произносить все звуки,

- достаточный объем пассивного и активного словаря,

- грамматическое оформление речи,

- способность вести диалог,

- умение самостоятельно составлять рассказ по описанию или по памяти,

-подготовка к обучению грамоте.

Если о  звукопроизношении родители имеют определенный  запас знаний и умеют объективно оценить своего ребенка, то другие критерии нуждаются в разъяснении.

            Когда речь заходит о словаре, родители почему-то представляют школьный словарь и понятие обследование словаря сводится к называнию слов на одну букву. На самом деле это занятие трудоемкое. Оно подразумевает определение объема словарного запаса. Начать работу проще с существительных. К любому предмету (машина) ребенок должен назвать части (руль, колеса…). Вы можете услышать: «то, что крутят». Подобные ответы в зачет не идут, если только со знаком минус. Еще хуже, если ребенок называет руль кругом или пароход лодкой. Имеет смысл продиагностировать, как ваш ребенок группирует предметы по смыслу. Например, надо одним  словом сказать, что такое машина, автобус, лодка, самолет (транспорт).

           Затем обследуйте словарь признаков. Дошкольник 7 лет на вопрос: «Какой цветок?» должен перечислить не менее 5 признаков – душистый, ароматный, красивый, яркий, хрупкий. Стоит насторожиться, если ваш ребенок отвечает однотипно – красивый, маленький, хороший…

           При работе с признаками нелишне вспомнить образование относительных прилагательных: стол – деревянный, пластмассовый, бумажный; и сложных прилагательных: разноцветный – разного цвета. Еще интереснее работа с притяжательными прилагательными: ухо лисы – лисье ухо. Поиграйте с детьми в игру «Чей хвост, чья лапа» и вы услышите яркие примеры словотворчества – волчачья, зайчиный…

           После этого проверьте глагольные формы на наглядной основе (картинки, пример действия). Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова: пришивает, ушивает, перешивает, зашивает…

           Обратите внимание на различие и временных форм (настоящее, прошедшее и будущее время): работает, работал, будет работать. Придется вспомнить и подбор глаголов к  существительным: кошка мяукает, лакает, царапается, мяукает, сидит, лежит…

Глагольный словарь хорошо проверять на теме «Профессии» (повар - варит, режет, шинкует, чистит, готовит…)

Грамматическое оформление речи включает в себя  умение правильно употреблять падежные окончания (в дупле, о дупле), родовые формы (солнце желтое, цветок желтый, косынка желтая), употребление предлогов (из-за дерева выглядывает мальчик).

           Особенно трудно грамматика русского языка дается двуязычным детям, поэтому эти дети нуждаются в дополнительных упражнениях и контроле за речью.

 Умение вести диалог весьма полезный навык, поэтому обсуждайте с малышом буквально все – фильм, книгу, вчерашний день. Пусть учится правильно строить фразу, задавать вопрос, слушать и понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу. А точнее к составлению рассказа. Для начала положите перед ребенком фото или рисунок и послушайте, что он расскажет. Если просто перечислит предметы, не спешите праздновать победу. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз, иметь сюжет. Смысл изображенного должен быть так раскрыт, чтобы, не видя картинку, представлялось её содержание. К этому и надо стремиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Как вариант используйте составление описательного рассказа о предмете, составление рассказа по серии предметных картинок, пересказ.

         Особенно интересен родителям вопрос по подготовке к обучению грамоте. Здесь важно уяснить для себя, что учат в школе, а в детском саду закладывают фундамент для успешного овладения грамотой. И чем прочнее заложенная база, тем легче процесс школьного обучения.

           Главное условие успешного обучения в школе - это овладение слоговой структурой сложных слов – велосипед, воспитательница.

          У дошкольника должен  быть развит фонематический слух (различение глухих и звонких согласных в похожих словах: зуб-суп). Ребенок должен овладеть умением  выделять первый и последний звук в слове, выделять изолированно звуки в словах, делить слово на слоги, предложение на слова, характеризовать звуки (гласный- согласный, ударный – безударный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).

           Также в школе пригодится не только знание букв, но и умение читать. Но здесь родителям надо понять, что детский сад не ставит перед собой задачу обучению чтению. Гораздо важнее научить дошкольника начаткам слитного чтения (прямой и обратный слог) и пониманию прочитанного. Все это в совокупности поможет  успешному обучению в школе.

           В заключении хочется отметить, что важным и самым главным условием для развития речи вашего ребенка является грамотная речь его родителей. Ведь именно речь ближайшего окружения формирует и речь малыша.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...