Проведение артикуляционной гимнастики дома.
консультация по логопедии (старшая группа)

Воронова Наталья Николаевна

Постановка любого звука начинается с подготовки артикуляционного аппарата ребёнка, с развития языковых мышц. Эффективность артикуляционной гимнастики зависит от правильности и системности выполнения. Рекомендуя такие упражнения для закрепления в домашних условиях, я обязательно даю некоторые разъяснения родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx439.2 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение артикуляционной гимнастики дома

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0360/0004be4f-d99c402a/img1.jpg

Правильное произношение всех звуков родного языка обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляции, их скоординированной работой. Помочь в этом не простом деле ребёнку помогает артикуляционная гимнастика, выполняя которую при соблюдении нескольких правил, можно достичь прекрасных результатов.

Что же такое артикуляционная гимнастика? Это комплекс упражнений для увеличения объёма и силы выполняемых движений, для выработки точного положения губ, языка во время произношения того или иного звука. В практике логопедов существуют комплексы для выработки правильной работы органов артикуляции для разных групп звуков: шипящих, свистящих, сонорных и т.д.

Нельзя недооценивать этот подготовительный этап в постановке звуков. Во-первых, артикуляционная гимнастика зачастую помогает самостоятельному становлению звуков у ребёнка. Поэтому рекомендую, как можно раньше начинать работать с язычком, приучая его к четким артикуляционным положениям. Во-вторых, у детей с тяжелыми нарушениями речи артикуляционная гимнастика помогает ускорить процесс преодоления речевых дефектов.

Логопедические занятия проводятся, как правило, два-три раза в неделю. Конечно, этого мало. Полученные навыки необходимо закреплять дома. Как же проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях?  Давайте по порядку.

1.Заниматься следует ежедневно по 5-7 минут.

2.Все упражнения выполняются только перед зеркалом (лучше большим, где ребёнок видит и себя, и взрослого)

3. Все упражнения проводятся в игровой форме, принуждать ребёнка нельзя.  

4.Упражнения проводятся медленно, особенно на первых порах, пока ребёнок не может с первой попытки правильно воспроизводить те или иные артикуляционные движения.

Хочу поподробнее остановиться на том, какими бывают артикуляционные упражнения.

Во-первых, это статичные упражнения, когда ребёнку необходимо зафиксировать и какое-то время удерживать (как правило, 5-10 секунд) то или иное положение губ, зубов, щёк, языка («Заборчик» «Трубочка» «Чашечка» «Окошечко» и др.)

Во-вторых, упражнения динамические, требующие выполнения движений тех же органов артикуляции. Это такие упражнения, как «Часики» «Лошадка» «Барабанщик» «Маляр» и многие другие.

Важно понимать, что все эти упражнения не должны выполняться хаотично. Лучше, если определённый комплекс подберёт логопед. 

Хорошим подспорьем для родителей в этой работе будут и методические пособия, где ярко и грамотно представлены все упражнения:

1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

 5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

 6. Н. В. Нищева «Артикуляционная гимнастика в картинках»

 Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Учитель-логопед Воронова Н.Н.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики дома.

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики  дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

В данной статье даны рекомендации для родителей ,как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику с ребенком....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленны...

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»...

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

Артикуляционная гимнастика для родителей....