Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ посредством игры
проект по логопедии (старшая группа)
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Вид проекта: творчески – информационный.
Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети и родители группы.
Срок реализации: октябрь – май.
Цель проекта: воспитание диафрагмального, правильного речевого дыхания.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с играми для развития речевого дыхания.
- Углубить знания родителей о речевом дыхании, о различных методиках его развития.
- Расширить компетентность родителей в вопросе диафрагмального дыхания, его значимости при звукопостановке, звучании речи.
- Способствовать сплочённости при коллективной и индивидуальной работе: родители-ребёнок-педагог.
- Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы над проектом.
Планируемые результаты проекта:
- Развитие диафрагмального дыхания.
- Воспитание плавного и длительного речевого выдоха.
- Развитие просодической стороны речи.
- Улучшение тонуса мышц артикуляционной и мимической мускулатуры.
Продукт проектной деятельности:
- Формирование картотеки по видам игр для развития дыхания.
- Пополнение игр для развития дыхания, сделанных своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_tnr.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №100 Выборгского района г.Санкт-Петербург
Проект «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ посредствам игры»
группа комбинированной направленности для детей
с тяжёлыми нарушениями речи 5 – 6 лет
Автор разработки:
Учитель-логопед: Буслаева Зинаида Николаевна
2022г.
Пояснительная записка
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Все эти факторы способствуют правильной работе по коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. В данное время число детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт, как правило, у всего контингента отмечается верхнеключичное или грудное дыхание, короткий речевой выдох, смазанность и невнятность речи.
Поэтому работа по воспитанию правильного дыхания очень значима в вопросе коррекционного воздействия в группе старшего возраста для детей с ТНР.
Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Вид проекта: творчески – информационный.
Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети и родители подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.
Срок реализации: октябрь – май.
Цель проекта: воспитание диафрагмального, правильного речевого дыхания.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с играми для развития речевого дыхания.
- Углубить знания родителей о речевом дыхании, о различных методиках его развития.
- Расширить компетентность родителей в вопросе диафрагмального дыхания, его значимости при звукопостановке, звучании речи.
- Способствовать сплочённости при коллективной и индивидуальной работе: родители-ребёнок-педагог.
- Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы над проектом.
Планируемые результаты проекта:
- Развитие диафрагмального дыхания.
- Воспитание плавного и длительного речевого выдоха.
- Развитие просодической стороны речи.
- Улучшение тонуса мышц артикуляционной и мимической мускулатуры.
Продукт проектной деятельности:
- Формирование картотеки по видам игр для развития дыхания.
- Пополнение игр для развития дыхания, сделанных своими руками.
Схема реализации проекта
Работа по проекту
1этап. Организационный (подготовительный)
- Составление паспорта проекта.
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Разработка проекта.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
- Проведение консультаций для родителей.
- Организация мастер-класса для детей и родителей.
- Рассматривание различных видов игр.
3 этап. Заключительный (результативный)
- Картотека игр для развития дыхания.
- Игры, сделанные своими руками.
- Фотоотчёт проекта.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребёнка с ТНР следующих основных противопоставлений.
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.
Направления логопедической работы на подготовительном этапе формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап. Направления коррекции
1. Формирования фонематического слуха
2. Формирование речевого дыхания
3. Формирование артикуляционной моторики
Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струи
- Воздушная струя.
Широкая (при произнесении шипящих звуков)
Узкая (при произнесении свистящих звуков)
- Тёплая (при произнесении шипящих звуков.
- Холодная (при произнесении свистящих звуков)
- Слабая
- Сильная
- Рассеянная
- Направленная
Три основных направления воздушной струи
1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р) .
3) воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.
соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения :
1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».
2. «Фокусы».
3. «Идёт охотник по болоту»
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
- Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
- «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
- «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
- «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
- «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
- «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж» .
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
1. Дутьё при сомкнутых губах.
2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
4 . Дутьё на язык.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
* «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
* «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
* «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
* «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
• Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д). Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Сильно дуть на воду до образования брызг.
• Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
• Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
* «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
* Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
* Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
4. Дутьё на язык.
* Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
* Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
* Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
* «Сдуй снежинки с горки»
* Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами.
* Приподними язык горкой. Подуй на язык.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.
- Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
- Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
- Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
- Следить за точностью направления воздушной струи.
- Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
- Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
- Нельзя надувать щёки.
- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
- На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
- Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
- Упражнения могут выполняться под счёт.
КАРТОТЕКА ИГР
«Пой со мной!»
|
«Сдуй шарик»
|
«Змейка»
|
«Рыбка» Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения лежа Оборудование: мягкая игрушка рыбка Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. Задание можно выполнять под стихотворение Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. |
«Бегемотик» Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения лежа Ход игры: работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой: Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения сидя Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно. Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается, То животик опускается. «Горячий чай» Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: стаканчики из цветного картона. Ход игры: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай. Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! |
«Вьюга» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга". Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише. |
«Поиграем в сказку» Цель: Развитие силы голоса Оборудование: игрушки три медведь Ход игры:Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: - Кто сидел на моем стуле? - Кто ел из моей чашки? - Кто спал в моей постели? - Кто же был в нашем доме? И т.п. |
«Эхо»
|
«Дует ветер» Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: Инструкция: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: Инструкция: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса. |
«Расскажи по-разному» Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания. Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо) Ход игры: Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании: ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению. Снежинки Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинка? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Как видно, ладошки мои горячи. |
«Волшебные картинки» Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: картинка с приклеенным дождиком Ход игры: ребенку предлагается подуть на картинку, чтобы «дождик» поднялся и стал виден рисунок |
«Ракета» Цель: развить у детей умение изменять высоту голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке. |
«Кто это сказал?» Цель: развитие умения находить мимическое выражение в соответствие с интонированной фразой. Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко), с пальчиком около рта (тихо) Ход игры: По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок. |
«Мимический кубик» Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания Оборудование: кубик с изображением эмоций
|
«Сломанный телевизор» Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания Оборудование: предметные или сюжетные картинки
|
«Мыльные пузыри» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Оборудование: мыльные пузыри Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть. |
«Чей шарик поднимется выше?» Цель: развивать диафрагмальное дыхание. Оборудовние: легкий шарик от пинпонга. Ход игры: Дети лежат на ковре, на салфетку на губы кладется легкий пластмассовый шарик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через рот, а взрослый смотрит, чей шарик поднимется выше. |
«Катись, карандаш!»
|
«Погрей руки». Цель: развитие плавного ротового выдоха Ход игры: ребенку предлагается согреть руки. Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки. Инструкция: Наши ручки замерзли, давай согреем их |
«Большой и маленький» Цель: развитие силы голоса. Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок. Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а когда буду громко хлопать вы будите громко лаять. |
«Далеко и близко» Цель: развитие силы голоса. Ход игры: ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко. Инструкция: Ребята, Катя будет говорить то громким, то тихим голосом, а мы должны с вами отгадать близко она или далеко. Если она говорит громко, то значит она близко. Если она говорит тихо, то значит она далеко. |
"Качели" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
|
«Лети, бабочка!» |
Список литературы
- Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», М.,2004 г.
- Т.А.Воробьёва, П.А.Воробьёва. «Дыхание и речь», СПб, 2014 г.
- Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика, СПб, 2009 г.
- Н.А.Семёнова «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой в Школе здоровья Н.Семёновой «Надежда», СПб, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.
играем с детьми...
Игры для развития речевого дыхания у детей
Картотека игр...
Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динам...
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дошкольн...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством игр и дыхательных упражнений
Консультация для родителей...