Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ИЮНЬ
1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.
2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.
3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.
4. Напомните, что муха - вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.
5. Упражнение "Подбери признак" - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.
Бабочка (какая?) ...
Муравей (какой?) ....
6. "Закончи предложение" - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.
Муравей сидел около ...
Божья коровка ползла по ...
Жук спрятался под ...
Муха села на ...
Гусеница сидела на ...
Муха ползла по ...
7. Упражнение "Узнай, чье крылышко" на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.
Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.
8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
И т. д.
9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка.
И т.д.
10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д. 11. Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
12. Развитие логического мышления. Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Как называется дом муравьев?
(муравейник)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(пчела)
13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.)
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед - это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз - это "лапки".)
14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.
(З. Александрова)
15. Развитие связной устной речи.
Пересказ с опорой на вопросы.
Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.
- Что нашла Сима?
- Какого цвета был жук?
- Куда посадила Сима жука?
- Что сделал жук?
16. Ознакомление с художественной литературой.
1. Прочитать ребенку басню И. А. Крылова "Стрекоза и муравей". Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.
2. Словарная работа. Объяснить ребенку, что такое басня.
БАСНЯ - краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно, что, однако, не противоречит его нравоучительному характеру. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль - поучение, ради которого басня и писалась.
ЦВЕТЫ
1. Что это? Назови одним словом: розы, ромашки, васильки, тюльпаны…
2. Выучи стихотворение:
Золотой и молодой за неделю стал седой.
А денёчка через два облысела голова.
Спрячу – ка в карманчик
Бывший одуванчик.
3. Отгадай загадки:
Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт его макушку, хочет сделать погремушку (мак)
Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи (ромашки)
Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдёшь.
Ярко синий и пушистый, только жаль что не душистый (василёк)
4. Назови части цветка: (стебель, листья, бутон, корни)
5. Назовите:
1-й звук в слове корни
2-й звук в слове листья
3-й звук в слове стебель
4-й звук в слове бутон
6. Раздели слова на слоги: цветы, васильки, герберы, лилия
7. «Четвёртый лишний» (объясни почему)
8. «Развиваем пальчики» (развитие мелкой моторики)
Вырос высокий цветок на поляне (ладони сжаты перед собой, руки поднимаем вверх).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами).
Дружно дают под землёй корешки (упр. «Корни»).
9. «Один – много» (образование множественного числа существительных)
Тюльпан – тюльпаны
Роза –
Василёк –
Гербер –
Ромашка –
Астра –
10. «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)
Цвет (цветок, цветочек, цветник, цветы, цветочница)
Земля (земляной, земляника, земелька)
11. Для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (Для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь)
12. Назови цветы, в названиях которых встречается звук Л, Р, Ш
13. Составь предложения, используя слова и картинки.
Бабушка, сорвала, и, вазу, поставила, в, ромашки
Девочка, маме, букет, подарила, тюльпаны
14. Составь описательный рассказ о ромашках, розах, или тюльпанах, используя схему.
15. Составь рассказ – сравнение о цветах: ромашки и герберы (сходство и отличия).