Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Март
В марте мы изучаем:
- Мамин праздник (Профессии наших мам)
- Весна в город к нам пришла (Перелётные и зимующие птицы)
- Весна в лесу (Изменения в природе. Раняя весна. Первоцветы)
- Неделя культуры детям (Комнатные растения)
Тема недели: Мамин праздник (Профессии наших мам)
Уважаемые родители вам рекомендуется:
- побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;
- рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию;
- научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.;
- выполнить следующие упражнения.
1. «Назови слова-родственники».
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...
2. «Подбери признак» (на согласование прилагательных с существительными).
Например: Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая
Бабушка (какая?) -
Сестра (какая?) -
Тетя (какая?) -
3. «Посчитай» (на согласование числительных с существительными).
Например: Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две …, три …, четыре …, пять …
Одна тётя, две …, три …, четыре …, пять …
Одна мама, две …, три …, четыре …, пять …
4. «Скажи наоборот» (на подбор антонимов)
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...
5. «Кто из этих людей тебе родственники?» Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.
Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, отец.
6. «Кто лишний и почему?» Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.
Мама, папа, доктор.
Брат, сестра, друг.
Мама, соседка, бабушка, дочка.
7. Какое слово не подходит? Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
8. Выучить стихотворение!
Первые подснежники
Я в руках несу.
Нежные цветочки
Маме подарю.
Будь всегда красивой,
Нежной, как цветы.
Хорошо, что рядом
Есть со мною ты.
9. Со слов ребенка запишите рассказ «Моя любимая мамуля / бабуля» по плану:
- Как зовут твою маму/бабушку;
- Какая у неё профессия;
- Сколько у неё детей;
- Что она делает дома;
- Любимое занятие твоей мамы/бабушки;
- Как выглядит твоя мама/бабушка;
- Как ты ей помогаешь.
10. Развитие мелкой моторики. Нарисовать портрет мамы или бабушки. Вложить в папку!
Тема недели: «Весна в город к нам пришла»
(Перелётные и зимующие птицы)
- Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краёв – одна из примет весны. Выучите с ним названия перелетных птиц: ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА. При этом следите, чтобы ребенок четко произносил новые слова.
- Вместе с ребенком найдите картинки с изображением птиц, названия которых вы выучили и наклейте их в тетрадь. Крупно подпишите. Покажите ребенку. Пусть он показывает и называет картинки. Над картинками крупно, печатными буквами напишите ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. Покажите ребенку, какое слово написали. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены грач, скворец, ласточка. Пусть он показывает и называет птиц. Обратите внимание малыша на то, что у птиц есть крылья, клювы, что их тело покрыто перьями. Расскажите, что крылья нужны птицам для того, чтобы летать. Покажите, что грач, скворец и ласточка – птицы разного размера. Можете показать на картинках, какие разные гнезда у птиц, рассказать, что грач строит гнездо из веток, ласточка лепит его из глины, а скворец устраивает гнездо в скворечнике.
- Дидактическая игра «Кто у кого?» (образовать названия птенцов).
- Кто у грача? (Грачата.)
- Кто у скворца? (Скворчата.)
- Кто у ласточки? (Ласточата.)
- Выучить стихотворение:
Мы не ели и не пили, –
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждем скворцов,
Пусть выводят там птенцов.
- Выучить пальчиковую гимнастику «ЛАСТОЧКА»:
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? – За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну. | На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке. |
- Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных).
Грач – Ласточка – Скворец – |
Переписать это задание в тетрадь (выполненное).
- «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).
8.«Счет птиц». Согласование ИС с числительными.
Один грач – два грача – пять грачей и т.д.
9.«Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
Скворец – скворчонок – скворчата.
Стриж – стриженок – стрижата.
Лебедь – лебеденок – лебедята.
Аист – аистенок – аистята.
Журавль – журавленок – журавлята.
Утка – утенок – утята.
10. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.
Клин лебедей – лебединый.
Караван журавлей – журавлиный.
Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).
11. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.
12. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.
Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
13.«Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.
Ласточка – щебечет.
Грач – кричит «гра».
Соловей – заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – кукует.
Журавль – курлычет.
Жаворонок – звенит.
14. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Тема недели: «Весна в лесу»
(Изменения в природе. Раняя весна. Первоцветы)
1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.
2. Уточните, как называются первые весенние цветы.
3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.
4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе.
5. Упражнение "Чей лист, чей цветок". В ходе выполнения упражнения желательно использовать для узнавания живые цветы.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...
Одна незабудка, 2 ..., 3 ..., ...
Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ...
7. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой?) ...
Незабудки (какие?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...
8. Упражнение "Какой запах?" - учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
Пахнет одуванчиками - запах (какой?) ...
Пахнет незабудками - запах (какой?) ...
Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) ...
9. Упражнение "Чем пахнет в воздухе?" на употребление существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.
В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
И так далее.
10. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много...
11. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении.
«Цветы»
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
12. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать любые первоцветы (можно сделать аппликацию).
Тема недели: «Неделя культуры детям»
(Комнатные растения)
1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА, БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять, рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков и т.д.) 2. Расскажи, что есть у всех растений (корень, стебель, листья, бутоны, цветы). Расскажи для чего растению нужны корень и листья. 2. Скажи по образцу:
• 1 лист – 5 ……. (листьев)
• 1 корень – 2……….
• 1 стебель – 3 …………
• 1 цветок – 4 ……….. 3. Назови ласково: СТЕБЕЛЬ — ……. КОРЕНЬ — ………. ЦВЕТОК — ………., ЛИСТ — ………., БУТОН — ……….. 4. Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает
• Я сажаю – ты …………….. он — …………………..
• Я вытираю – ты — ……………. он — ………………
• Я опрыскиваю – ты — ………….. он — ……………..
• Я пересаживаю – ты — …………. он — …………….. 5. Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Фиалка — фиалки — фиалок фикус — фикусы — фикусов фуксия — фуксии — фуксий кактус — кактусы — кактусов папоротник — папоротники — папоротников свет — много света корень — корни — корней стебель — стебли — стеблей лист — листья — листьев бутон — бутоны — бутонов лепесток — лепестки — лепестков цветок — цветки — цветков и рассада — много рассады вода — воды — много воды подоконник — подоконники — подоконников 6. Упражнение «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Фиалка — фиалочка герань — геранька кактус — кактусик корень — корешок (корешочек) стебель — стебелек лист — листок (листик) бутон — бутончик отросток — отросточек цветок — цветочек земля — землица вода — водичка (водица) солнце — солнышко 7. 7.Пальчиковая гимнастика На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Все названья помню я! Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».