Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Март33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Март

В марте  мы изучаем:

  1. Мамин праздник (Профессии наших мам)
  2. Весна в город к нам пришла (Перелётные и зимующие птицы)
  3. Весна в лесу (Изменения в природе. Раняя весна. Первоцветы)
  4. Неделя культуры детям (Комнатные растения)

Тема недели: Мамин праздник (Профессии наших мам)

Уважаемые родители вам рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;

- рассказать историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию;

- научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.;

- выполнить  следующие  упражнения.

1. «Назови слова-родственники».

Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

 2. «Подбери признак» (на согласование прилагательных с существительными).

Например: Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая
Бабушка (какая?) -
Сестра (какая?) -

Тетя (какая?) -
3. «Посчитай» (на согласование числительных с существительными).
Например: Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек.
Одна сестра, две …, три …, четыре …, пять …
Одна тётя, две …, три …, четыре …, пять …

Одна мама, две …, три …, четыре …, пять …
 4. «Скажи наоборот» (на подбор антонимов)
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

5. «Кто  из  этих  людей  тебе  родственники?» Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.

Мама, соседка,  подруга,  бабушка,  сестра,  продавец,  дворник,  брат,  одноклассник,  дедушка,  папа,  водитель,  отец.

6. «Кто  лишний  и  почему?» Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.

Мама,  папа, доктор.  

Брат,  сестра,  друг.

Мама,  соседка,  бабушка,  дочка.

7. Какое  слово  не  подходит? Ребёнок определяет, мама/папа подчёркивает.

Дочь,  дочка, дочиста,  дочурка.

Бабушка,  бабуля,  бублик,  бабуся.

 8. Выучить стихотворение!

Первые подснежники

Я в руках несу.

Нежные цветочки

Маме подарю.

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.

9. Со  слов  ребенка  запишите  рассказ «Моя любимая мамуля / бабуля» по плану:

  • Как  зовут  твою маму/бабушку;
  • Какая  у  неё  профессия;
  • Сколько  у  неё  детей;
  • Что  она  делает  дома;
  • Любимое  занятие  твоей  мамы/бабушки;
  • Как  выглядит  твоя  мама/бабушка;
  • Как  ты  ей  помогаешь.

10. Развитие мелкой моторики. Нарисовать портрет мамы или бабушки. Вложить в папку!

        Тема недели: «Весна в город к нам пришла»

(Перелётные и зимующие птицы)

  1. Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краёв – одна из примет весны. Выучите с ним названия перелетных птиц: ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА. При этом следите, чтобы ребенок четко произносил новые слова.
  2. Вместе с ребенком найдите картинки с изображением птиц, названия которых вы выучили и наклейте их в тетрадь. Крупно подпишите. Покажите ребенку. Пусть он показывает и называет картинки. Над картинками крупно, печатными буквами напишите ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. Покажите ребенку, какое слово написали. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены грач, скворец, ласточка. Пусть он показывает и называет птиц. Обратите внимание малыша на то, что у птиц есть крылья, клювы, что их тело покрыто перьями. Расскажите, что крылья нужны птицам для того, чтобы летать. Покажите, что грач, скворец и ласточка – птицы разного размера. Можете показать на картинках, какие разные гнезда у птиц, рассказать, что грач строит гнездо из веток, ласточка лепит его из глины, а скворец устраивает гнездо в скворечнике.
  3. Дидактическая игра «Кто у кого?» (образовать названия птенцов).
  • Кто у грача?   (Грачата.)
  • Кто у скворца?   (Скворчата.)
  • Кто у ласточки?   (Ласточата.)
  1. Выучить стихотворение:

                        Мы не ели и не пили, –

                        Мы скворечник мастерили.

                        Очень в гости ждем скворцов,

                        Пусть выводят там птенцов.

  1. Выучить пальчиковую гимнастику «ЛАСТОЧКА»:

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

– За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке.

  1. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных).

Грач –

Ласточка –

Скворец –

Переписать это задание в тетрадь (выполненное).

  1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

8.«Счет птиц». Согласование ИС с числительными.

Один грач – два грача – пять грачей и т.д.

9.«Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

Скворец – скворчонок – скворчата.

Стриж – стриженок – стрижата.

Лебедь – лебеденок – лебедята.

Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята.

Утка – утенок – утята.

10. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.

Клин лебедей – лебединый.

Караван журавлей – журавлиный.

Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).

11. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Журавль, цапля, утка, голубь;  скворец, ворона, воробей, голубь.

12. «Вставь предлог». Употребление предлогов  из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

13.«Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

Жаворонок – звенит.

14.  Составить описательный рассказ про перелетных птиц  (по выбору), по плану:

Кто это?

Какая это птица (перелетная, зимующая)?  Где и как строит себе дом?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения:  длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?

                                                 Тема недели: «Весна в лесу»

                                   (Изменения в природе. Раняя весна. Первоцветы)

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.
2. Уточните, как называются первые весенние цветы.
3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.
4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе.
5. Упражнение "Чей лист, чей цветок". В ходе выполнения упражнения желательно использовать для узнавания живые цветы.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...
Одна незабудка, 2 ..., 3 ..., ...
Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ...
7. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой?) ...
Незабудки (какие?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...
8. Упражнение "Какой запах?" - учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
Пахнет одуванчиками - запах (какой?) ...
Пахнет незабудками - запах (какой?) ...
Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) ...

9. Упражнение "Чем пахнет в воздухе?" на употребление существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.
В воздухе пахнет ландышем, ландышами.
В воздухе пахнет одуванчиком, одуванчиками.
И так далее.
10. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много...
11. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Прослушать стихотворение и назвать первоцветы, которые встречаются в стихотворении.
«Цветы»
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
12. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать любые первоцветы (можно сделать аппликацию).

Тема недели: «Неделя культуры детям»

(Комнатные растения)

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА, БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
• Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
• Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
• Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 – 3 растения)
• Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять, рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков и т.д.)                                                                     2. Расскажи, что есть у всех растений (корень, стебель, листья, бутоны, цветы).                           Расскажи для чего растению нужны корень и листья.                                                                                             2. Скажи по образцу:
• 1 лист – 5 ……. (листьев)
• 1 корень – 2……….
• 1 стебель – 3 …………
• 1 цветок – 4 ………..                                                                                                                                                    3. Назови ласково: СТЕБЕЛЬ — ……. КОРЕНЬ — ………. ЦВЕТОК — ………., ЛИСТ — ………., БУТОН — ………..                                                                                                                             4. Скажи по образцу:
• Я поливаю – ты ……поливаешь – он …… поливает
• Я сажаю – ты …………….. он — …………………..
• Я вытираю – ты — ……………. он — ………………
• Я опрыскиваю – ты — ………….. он — ……………..
• Я пересаживаю – ты — …………. он — ……………..                                                                                                                                                                                                       5. Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах                                                                                                                                         Фиалка — фиалки — фиалок                                                                                                                   фикус — фикусы — фикусов                                                                                                                                фуксия — фуксии — фуксий                                                                                                                   кактус — кактусы — кактусов                                                                                                         папоротник — папоротники — папоротников                                                                                             свет — много света                                                                                                                                          корень — корни — корней                                                                                                                           стебель — стебли — стеблей                                                                                                                       лист — листья — листьев                                                                                                                           бутон — бутоны — бутонов                                                                                                                      лепесток — лепестки — лепестков                                                                                                                  цветок — цветки — цветков и                                                                                                                         рассада — много рассады                                                                                                                              вода — воды — много воды                                                                                                                подоконник — подоконники — подоконников                                                                                                                      6. Упражнение «Назови ласково».                                                                                                     Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом                                        Фиалка — фиалочка                                                                                                                                    герань — геранька                                                                                                                                          кактус — кактусик                                                                                                                                  корень — корешок (корешочек)                                                                                                            стебель — стебелек                                                                                                                                   лист — листок (листик)                                                                                                                                бутон — бутончик                                                                                                                                   отросток — отросточек                                                                                                                              цветок — цветочек земля — землица                                                                                                             вода — водичка (водица)                                                                                                                           солнце — солнышко                                                                                                                       7.  7.Пальчиковая гимнастика                                                                                                                          На окно скорее глянь:                                                                                                                             Здесь у нас цветет герань.                                                                                                                                А здесь красавец бальзамин,                                                                                                             Амариллис рядом с ним.                                                                                                                      
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.                                                                                      Все названья помню я!                                                                                                                              Мы взрыхлим цветы, польем,                                                                                                   Пошевеливают опущенными вниз пальцами.                                                                                         Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».