Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Ноябрь
В ноябре мы изучаем:
- Я и моя семья;
- Домашние питомцы (Домашние животные и их детёныши);
- Дом, в котором я живу. (Квартира. Мебель);
- Дом, в котором я живу. (Квартира. Посуда, виды посуды)
Тема: «Я и моя семья»
- Назови членов своей семьи, их имена и отчества. (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат (родной), сестра (родная).)
- Послушай предложения и ответь на вопросы:
- Сестра старше брата, но младше мамы. Кто самый старший (младший)?
- Брат старше сестры, но младше папы. Кто самый старший (младший)?
- Кто старше всех в твоей семье? Кто самый младший?
- Брата забрала из детского сада сестра. Кто был в детском саду?
- Внуку открыла дверь бабушка. Кто был дома?
- Племяннику дядя подарил машинку. Кто получил подарок?
- Отгадай загадки:
- Она старше всех в семье. Мама для нее дочка. А мальчик для нее внук. Кто она?
- Для дедушки он внук. Кто он для папы?
- Для мамы она дочка. Кто она для брата?
- Рассмотри картинку и составь предложения со словами:
- Бабушка, носок, спицы.
- Папа, телевизор, футбол.
- Мама, чайник, плита.
- Дочка, мяч, кошка.
- Дедушка, книга, кресло.
- Закончи и повтори предложения:
- Бабушка поставила в вазу цветы, которые ...
- Дедушка не смотрел телевизор до тех пор, пока...
- Бабушка пошла на кухню, куда ...
- Мама готовит ужин, потому что ...
- Маша принесла мячик, который ...
- Семья будет ужинать, когда ...
Придумай рассказ о своей семье «Наша семья дома». Начни его так: «Вечером вся наша семья собралась дома....»
Тема: «Домашние питомцы» (Домашние животные и их детёныши)
Рассмотрите с ребенком иллюстрации (по возможности показать живых) с изображением домашних животных и их детенышей;
- обсудить с ребенком их внешние признаки;
- поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему их называют домашними;
- познакомить ребенка с понятием домашние животные (верблюд, слон);
- рассказать о профессии пастуха и скотника;
- выполнить следующие упражнения.
1. «Кто и что делает?». Подбери как можно больше слов – действий, которые помогут тебе рассказать о повадках животных о том, какую пользу они приносят.
Например: кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Корова (что делает?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Собака (что делает?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Свинья (что делает?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. «Подбери признак» (на согласование прилагательных с существительными).
Например: кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая.
Собака (какая?) - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Свинья (какая?) - ________________________________________________
__________________________________________________________________
Корова (какая?) - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Лошадь (какая?) - __________________________________________________
__________________________________________________________________
3. «Веселый счет». Посчитай от одного до пяти, изменив следующие словосочетания.
Одна ласковая кошка, две…, три …, четыре …, пять …
Одна верная собака, две …, три …, четыре …, пять …
Один пушистый кролик, два …, три …, четыре …, пять …
Один выносливый верблюд, два …, три …, четыре …, пять …
4. «Кто как подает голос?»
Например: корова – мычит (му-у).
Свинья - …, лошадь - …, кошка - …, собака - …, овца - …, коза - …
5. Хитрый вопрос.
Кто старше – кошка или котенок? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. «Семьи животных». Назови маму, папу и детёныша.
Например: мама кошка – папа кот – детёныш котёнок.
Собака - …, корова - …, лошадь - …, коза - …, овца - …, свинья - …
7. «Один-много» (на употребление существительного множественного числа в родительном падеже).
Например: кошка – кошки – много кошек.
Кот …, котенок …, собака …, щенок …, корова …, бык …, теленок …, конь …, лошадь …, жеребенок …, коза …, козел …, козленок …, овца …, баран …, ягненок …, свинья …, кабан …, поросенок ….
8. «Отгадай, кто это?». Отгадай о ком идёт речь и запиши ответ.
Сторожит, грызет, лает? __________________________________
Хрюкает, роет? __________________________________________
Ржет, бегает, скачет? _____________________________________
Мяукает, лакает, царапается? ______________________________
Мычит, жует, ходит? _____________________________________
Мекает, бодается? ________________________________________
9. Отгадай загадки. Нарисуй отгадки. Лист с рисунками-ответами вложить в папку!
* Что за зверь со мной играет? * Спереди – пятачок,
Не мычит, не ржет, не лает, Сзади – крючок,
Нападает на клубки, Посредине – спинка,
Прячет в лапки коготки. А на ней – щетинка.
* Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым деткам
Молока даёт.
10. Игра «Рассказ следователя».
- Кто это?
- Какого цвета?
- Какого размера?
- Название, описание внешнего вида основных частей тела животного.
- Чем питается?
- Где живет? (название помещения, в котором содержится животное).
- Когда голос подает, что делает?
- Какую пользу приносит человеку?
- Кто ухаживает за животным (название профессии)?
- В каком уходе нуждается?
Тема: «Дом, в котором я живу» (квартира, мебель)»
Рассмотрите вместе с ребёнком мебель в квартире, что стоит на кухне, в комнате, туалете и в ванной комнате;
- познакомьте его с названиями предметов мебели и попросить показать следующие части: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы, спинки, ящики, столешницы, полки;
- закрепите в словаре обобщающее понятие «мебель»;
- выполните следующие упражнения.
1. «Ответь на вопросы».
Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это? Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит? Какая мебель нужна для кухни, комнаты, ванной комнаты? Как называется та или иная часть мебели? Чем отличается стул от табуретки, кресла?
2. «Посчитай».
Один стул, два ..., три ..., четыре ..., пять ...
Один диван, два ..., три ..., четыре ..., пять ...
Одна кровать, две ..., три ..., четыре ..., пять ... и т.д.
3. «Один -много».
Например: Диван – диваны – много диванов.
Стул, стол, кровать, шкаф, кресло, комод.
4. «Назови ласково».
Например: Стол – столик.
Диван, кровать, стул, шкаф, тумба, кресло, табурет, полка.
5. «Четвёртый лишний».
Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
6. «Скажи одним словом». Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)
Стол, за которым обедают, называется ...
Стол для компьютера, называется ...
Шкаф для одежды, называется ...
Полка для книг, называется ...
Шкаф для книг, называется ...
Шкаф для сушки посуды, называется...
7. «Из чего – какой?».
Например: Табурет из дерева – деревянный табурет.
Шкаф из дерева - …, стул из пластмассы - …, кровать из металла - …, диван с обивкой из плюша - …, столик из стекла - …, ножки табуретки из металла - …, дверцы шкафа из стекла - …, ручки на дверцах из пластмассы - …, столешница стола из дерева - …, обивка на кресле из кожи - …
8. «Скажи наоборот». Закончи предложение:
Шкаф высокий, а тумбочка … Диван мягкий, а табурет …
Шкаф большой, а полка … Кресло мягкое, а стол …
9. «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) …
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) …
Дома люди мебель (что делают?) …
За мебелью люди ухаживают так: (что делают?) …
10. «Считай и называй». Ваня пришёл в мебельный магазин. Помоги ему сосчитать (запиши в кружки количество) и назвать мебель, которую он там увидел. В первый круг запиши количество столов, во второй – тумбочек, в третий – шкафов, в четвёртый – кресел.
11. «Подумай и назови». Употребление предлогов. Взрослый читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.
Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.
12. «Фигурки из спичек». Выложить из спичек фигурки по образцу.
На табуретке сидят за столом, и без нее неуютен наш дом.
Поставим в спальню мы кроватку и спать на ней мы будем сладко.
В комнате нашей большое окно, вижу лужайку я из него.
13. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
Этот предмет – кухонная мебель. У него есть крышка и ножки. Он сделан из дерева, он белого цвета, прямоугольной формы. На нем можно готовить еду и кушать.
14.Игра «Расскажи, что видишь».
Найди и назови мебель, на которой можно сидеть.
Найди и назови мебель, на которой можно спать.
Нарисуй фуру с коробками среднего, маленького и большого размеров.
Придумай, какую мебель упаковали на заказ.
15. Игра «Расскажи, что видишь». Ребёнку предлагается описать какой-либо предмет мебели по плану.
1. Что это?
2. Какого цвета?
3.Какого размера?
4. Составные части.
5.Мз чего сделано?
6.Разновидность по назначению.
7. Применение. Польза.
8. в каком уходе нуждается?
Тема: «Дом, в котором я живу» (квартира, посуда)
Рассмотрите с ребенком посуду, назвать ее части;
- расскажите о назначении посуды, материалах, из которых она сделана;
- дайте понятие чайная, столовая, кухонная посуда;
- вспомните и назовите продукты питания (то, из чего готовится еда для вашего стола), употребляемые в пищу вашей семьей;
- возьмите ребенка в магазин, на рынок за продуктами, предварительно обсудив список;
- в магазине, на рынке обратите внимание ребенка на виды продуктов питания и отделы, в которых они продаются;
- обсудите, откуда берутся продукты питания, какую обработку они проходят и как попадают на прилавки магазина, рынок, как хранятся;
- приготовьте с ребенком обед, закрепите названия блюд (суп, каша и и. д.), названия продуктов, какие еще блюда из них можно приготовить, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи, попросите его накрыть стол к обеду;
-выполнить следующие упражнения.
1. «Веселый счет». Посчитай от одного до пяти, изменив следующие словосочетания.
Одна ложка, две…., три …. и т.д. Один чайник, два … три …. и т.д.
Одна тарелка, две…, три … и т.д. Одна кружка, две…, три … и т.д.
2. «Раздели на слоги». При помощи хлопков определи количество слогов в слове.
Кувшин, тарелка, чашка, сковорода, нож, бокал, блюдце, ведро, ложка, вилка, кастрюля, сахарница.
3. «Назови, одним словом».
Стакан из стекла (какой?) - …… Ваза из хрусталя (какая?) - ………….
Нож из металла (какой?) - ……… Чашка из фарфора (какая?) - ………
Скалка из дерева (какая?) - …….. Блюдо из глины (какое?) - …………
Кастрюля, покрытая эмалью - ……
4.«Рассмотри и назови». Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались? Назови и обведи их по контуру цветными карандашами.
5. «Откуда берутся продукты питания?» На рисунке изображены продукты питания. Соедини их изображения стрелочками с картинками, объясняющими их происхождение.
6. «Магазин». Скажи, как называется отдел магазина, если в нем продается:
Хлеб - …… Мясо - ……… Рыба - ………
Молоко - …… Крупы и специи - ……… Фрукты и овощи - ……
Кондитерские изделия - ………
7. «Назови ласково». Измени слово по образцу.
Например: суп – супчик, печенье –…, варенье – …, блин - …, котлета - …, лапша - ….., творог - …, баранка - …, хлеб - …, торт - …, изюм -…, мармелад - … .
8.«Расскажи-ка». Составь рассказы о предметах посуды по предложенному наглядному плану