РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС (по плану предложенному Бетц Л. Л., Цукановой С. П.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sr._gr.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 393 «Росток» компенсирующего вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в средней

логопедической группе для детей с ОНР

 на 2018-2019 год

Составил:         учитель-логопед Виноградова Ирина Валерьевна

г. Новосибирск

Пояснительная записка

   Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

   В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении  реализуется основная общеобразовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной программы «От рождения до школы» авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой, с учётом направлений работы, накопленного опыта, традиций учреждения. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии.

    На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

     Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

        Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи, принятых в логопедическую группу.

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

        В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.

     У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

     Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

       Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

       Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

        Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.    

        Р. Е. Левина  в зависимости от степени тяжести речевого дефекта  различает три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.  

       1 уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые “безречевые дети”).  У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

      При тщательном неврологическом обследовании детей 1 уровня ОНР, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
  • церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость)
  • синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

       Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей 1 уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.

         Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, которые часто сопровождаются жестами, мимикой. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом ребенок обозначает несколько понятий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможность произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова.

            2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться  фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогом в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на  вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

          Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названии животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.

          Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.

         Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже, возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава, перестановка и добавление слогов.

        При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных, недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

         Группой ученых – В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Шаховской, проводившими специальные исследования независимо друг от друга, установлено, что у детей 3 уровня развития имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

      В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

        Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. 3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические  недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

         Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей.В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как 4 уровень речевого развития.

         Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.

Список детей

      Теоретической  и методологической основой  коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

  1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
  2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития  детской речи в норме). При этом предполагается  анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков  психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
  3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
  4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

    Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5. Комплексность воздействия на ребенка.
  6. Воздействие на все стороны речи.
  7. Опора на сохранные звенья.
  8. Учет закономерностей онтогенеза.
  9. Учет ведущей деятельности.
  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Основная общеобразовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной программы «От рождения до школы» авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой, с учётом направлений работы, накопленного опыта, традиций учреждения;
  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

Методическое обеспечение рабочей программы:

  1. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
  2. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе . —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  4. Гомзяк О.С. — Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-грамматическим темам «Зима» и «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР — М.: Гном-пресс, 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
  9. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  10.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
  11.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста". Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  12.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. –  М.: Альфа, 1993 .
  13.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М.: Альфа, 1993.
  14. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи». Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей;  М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  15. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем», учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009 год. – 80 с.
  16.  Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать», конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III период обучения/ С.П. Цуканова, Л.Л, Бетц – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008 год.

Целью программы является построение  системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников.

Комплексность педагогического воздействия направлена:

  • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников среднего  возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
  • На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
  • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

       В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

  1. Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

  1. Формирование грамматического строя речи

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

  1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить подбирать слова с заданным гласным звуком.

Научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка) и составлять слова из двух данных открытых слогов.

 

  1. Обучение элементам грамоты  (с января)

Cформировать понятия речь,  предложение, слово, звук, буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Познакомить с гласными звуками и буквами А, У, О, И, Э, Ы.

Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных.

  1. Развитие связной речи и коммуникативных навыков

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Особенности организации образовательного процесса в средней логопедической группе.

Программа предназначена для детей со вторым – третьим, третьим  уровнем ОНР от 4 до 5 лет в логопедической группе для детей с нарушениями речи.

Нормативный срок освоения данной программы - 1 год. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам и году обучения.

Сетка логопедических занятий в средней группе

Понедельник

Вторник

Среда

9.30 - подгрупповые занятия

Четверг

Пятница

9.00 – подгрупповые занятия

Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР и НРСХ. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях логопедической группы и выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

  • Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раз в неделю), с января – по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю), подготовка к обучению грамоте (1 раз в неделю).
  • Индивидуальные занятия по коррекции дефектов звукопроизношения (2 раза в неделю).

Форма организации занятий  – подгрупповая и индивидуальная. Продолжительность фронтальных занятий: 20 мин. (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения (по 5-7 человек). Коррекция произношения может осуществляться учителем-логопедом во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут, подгруппового - 20 минут.

 При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.).

Циклограмма деятельности учителя-логопеда

День недели

               

Время

НОД

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

На протяжении учебного года (с сентября по май включительно) учитель-логопед оформляет пять видов документации:

-   речевую карту на каждого ребенка;

-   перспективный и календарный план работы;

-   индивидуальные тетради на каждого ребенка;

-   тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя;

-   годовой отчет об эффективности проведённой работы.

Итак, функции деятельности учителя-логопеда:

  • информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, информирование о деятельности группы родителей, органов управления образования);
  • диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);
  • коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);
  • консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование через логопедические уголки в раздевалке группы);
  • координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);
  • методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопедических групп ДОУ, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов).

       Функции  определяют должностные обязанности  и годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.

Годовой план работы учителя-логопеда

Основой планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания

Тематический план

Модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса

Семья

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Инструктор по

физ. воспитанию

Музыкальный

руководитель

Психолог

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Функции учителя логопеда и воспитателя

Функции логопеда

Функции воспитателя

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение дня.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Коррекция звукопроизношения

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукоанализа и синтеза

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей

Устранение недостатков слоговой культуры слова

Формирование послогового чтения

Закрепление навыков чтения и письма

Обучение связной речи

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Предупреждение нарушений письма и чтения

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Система взаимодействия логопеда

и инструктора по физическому воспитанию

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

        Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

         Проводимые групповые родительские собрания  в начале, середине и конце учебного года  помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

          Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации  - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что,  во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале,  убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе  вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.

         Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год.  Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях  родители могут делиться опытом друг с другом.

Индивидуально-практические  занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях.  На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы  не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

Одной из самых  эффективных форм работы являются   открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Перед занятием логопед кратко знакомит родителей с целями занятия и даёт установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводит его анализ, даёт рекомендации по использованию тех или иных приемов.

В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе,  занимаясь по индивидуальным домашним заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.   Для дополнительной проработки иногда  домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.  Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и  лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Прекрасные результаты дает использование карточек и картотек. С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность.  

 Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

         С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

Мониторинг уровня развития речи.

Этапы работы

Первый этап. Диагностико-организационный

(сентябрь)

Содержание:

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
  • обмен диагностической информацией
  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
  • формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

 

         Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.

       Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

 

Второй этап. Основной: оперативно-прогностический

(январь)

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах
  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития

Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

   В  январе  делается  контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.

      Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

 

Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический

(май)

Содержание:

  • Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
  • Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня  сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

       Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.

      Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).

Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития

Дата проведения мониторинга____________________________________________

Имя, фамилия ребёнка

Уровень развития  параметров логопедического обследования

Познавательные процессы

Моторная сфера

Импрессивная речь

Связная речь

Артикуляционный аппарат

Общее звучание речи

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Слоговая структура

Грамматический строй

Словообразование

Словарь

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

  • 3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
  • 2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.
  • 1 балл – большинство заданий не выполняются.
  • 0 баллов – невыполнение задания.

Примерный список литературы:

  1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.
  4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - С-П., 1999.
  5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. -  М.: «Профессиональное образование», 1993.
  6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
  8. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002.
  9. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.  Первый год обучения и второй год обучения.  – М.: «Альфа», 1993.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.
  13. Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В., М.: Творческий центр, 2007.
  14. Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи/ под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
  15. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет, Дневник воспитателя логопедической группы. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  16. Г.Р.Шашкина Логопедическая работа с детьми с ОНР. – М.:ТЦ Сфера,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...