консультация для родителей
материал по логопедии (старшая группа)

Дзендзя Олеся Юрьвна

     В настоящее время все больше детей рождаются с речевыми патологиями. Для развития речи основным «толчком»  являются первые три года жизни ребенка: созревают речевые области мозга, идет овладение грамматическими формами языка, накапливается словарный запас. Учеными доказано, что головной мозг человека формируется под влиянием импульсов от пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи

     В настоящее время все больше детей рождаются с речевыми патологиями. Для развития речи основным «толчком»  являются первые три года жизни ребенка: созревают речевые области мозга, идет овладение грамматическими формами языка, накапливается словарный запас. Учеными доказано, что головной мозг человека формируется под влиянием импульсов от пальцев рук.

Больше всего на свете дети любят двигаться – познавать мир. Чем четче у ребенка будут движения, тем глубже будет восприятие окружающего мира. Детям нравится манипулировать предметами и играть с ними. Именно поэтому,  педагоги, психологи и логопеды в своей работе стимулируют развитие речи с помощью тренировки движений пальцев рук. Функция руки и речи развиваться должны параллельно.

 Пальчиковая гимнастика и упражнения – это мощное средство для развития мелкой моторики и речи. Если во время пальчиковой гимнастики, ребенок проговаривает стихи вместе с движениями  пальцев, то речь не только ритмизируется, но и делается более громкой, четкой и эмоциональной.

Пальчиковую гимнастику можно проводить с различными предметами, которые оказались под рукой и обыграть ситуацию.

  Гимнастику для пальчиков можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Можно каждый пальчик щипать прищепкой, надевать на пальчики по очереди резинку для волос.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Так, малышам можно давать катать пальчиками грецкие орехи, бусы, шарики из пластилина. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из природного материала; собирать различные узоры из макарон, фасоли; перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, крышки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


1 Пальчиковая гимнастика с грецкими орехами

- Что ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, белки и медведи.

( Катать орех в руках,  делая движения вперед-назад,  влево-вправо между ладонями)

2.Пальчиковая гимнастика с платочками

Паучок ползетвсе пальцы бегут по платочку

Зацепился паучок,                 крепко сжимают в кулаки пальцы рук

Тонкой ниткой за сучок.

Лапками перебирает,разжимают пальцы и бегут

Паутинки сплетаетводят круговыми движениями указательными

Мух поджидает.пальцами по платочку,

собирают платок в обе ладони

3. Пальчиковая гимнастика с прищепками

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда!

Вот кошмар!

Пискливый, маленький… (комар)

( Бельевой прищепкой прищеплять фаланги пальцев левой, затем правой руки на каждый ударный слог)

4. Пальчиковая гимнастика с зубными щетками

Дед Мороз принес подарки!

Буквари,

Альбомы,

Марки,

Кукол,

Мишек.

И машины,

Попугая

И пингвина,

Шоколадок полмешка

 И пушистого щенка!

( Зубной щеткой растирать подушечки пальцев правой и левой руки)

5. Пальчиковая гимнастика с резинками для волос

Я – пальчик первый, я большой!

Указательный – второй!

Третий пальчик – средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик –

Он самый маленький, румяный!

( Надевать резинку на каждый пальчик по очереди, затем менять руки)

6. Пальчиковая гимнастика с карандашами

Карандашик в руки взяли,

Вправо – влево покачали.

Что такое? Неужели

Мы попали на качели?

( Качать карандаш вправо –влево двумя руками)

7.Пальчиковая гимнастика с бусами

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

( Перебирать бусы в руках вперед и назад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...