Консультация учителя-логопеда "Звуковой анализ слова"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Звуковой анализ слова
В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.
Фонематический слух – это способность различать звуки речи.
Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы.
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:
- опознать звук в речевом потоке;
- различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);
- понимать значение слов, отличающихся одним звуком (мишка – миска).
Развитый фонематический слух важен не только на этапе формирования устной речи ребенка. Высокий уровень его развития необходим при овладении письменной формой речи (чтением и письмом). Он является залогом последующей грамотности ребенка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Звуковой анализ требует специального планомерного обучения.
Звуковой анализ – это:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий - глухой).
Чтобы родителям было легче помогать своим детям необходимо вспомнить теорию русского языка.
В русском языке 10 гласных букв (А,О,У,Э,Ы,И,Я,Е,Ё,Ю),
21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ) и еще особенные буквы – это Ь и Ъ.
Теперь разберемся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема
Согласные звуки в свою очередь делятся на твердые и мягкие. Например: трон – тронь . Мягкость согласного звука обозначается значком:’
Стало быть, в слове трон [н]- твердый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий.
Звуки [ж],[ ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б-б’], [р-р’] и так далее.
Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора можно рисовать кружками и раскрашивать, выкладывать из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели хорошо подходят пробки для пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).
Условные обозначения звуков и схема их разбора:
Красный цвет – обозначает гласный звук
Синий – согласный твердый звук
Зеленый цвет – согласный мягкий звук
Соответственно, слово лес схематически будет выглядеть так:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...
Консультация "Звуко-буквенный анализ слов. "
Что нужно знать, чтобы правильно выполнять звуко-буквенный анализ с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...