Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и развития детей, это обусловлено осложнением социальных, экономических и экологических условий. По этой причине все более востребованными в образовательных учреждениях становятся здоровьесберегающие технологии.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается система, которая создает максимально возможные условия сохранения, укрепления и развития эмоционального и физического здоровья всех участников образовательного процесса. Целью данной системы является обеспечение дошкольнику высокого уровня здоровья, а также знаний и умений, которые помогут привить ребенку ведение здорового образа жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе является эффективным средством в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и развития детей, это обусловлено осложнением социальных, экономических и экологических условий. По этой причине все более востребованными в образовательных учреждениях становятся здоровьесберегающие технологии.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается система, которая создает максимально возможные условия сохранения, укрепления и развития эмоционального и физического здоровья всех участников образовательного процесса. Целью данной системы является обеспечение дошкольнику высокого уровня здоровья, а также знаний и умений, которые помогут привить ребенку ведение здорового образа жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе является эффективным средством в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование здоровьесберегающих технологий в комплексе с логопедическими занятиями, способствуют оптимизации коррекции речи и оздоровлению детского организма. Применяя данные методы, занятия становятся разнообразными и увлекательными. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важнейшим условием организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
В соответствии с ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни. Именно поэтому приоритетными задачами современного дошкольного образования является сохранение, поддержание и обогащение здоровья участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии помогают сформировать гармоничную, творческую личность, подготовить ее к самостоятельной жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Дети с речевыми нарушениями зачастую отличаются от своих сверстников по показателям физического здоровья и психоэмоционального состояния.
Особенности физического здоровья: нарушение общей и мелкой моторики, дыхания и голосообразования; мышечный тонус, повышенная утомляемость, нарушение организации движений.
Особенности психоэмоционального состояния: неустойчивость внимания и памяти, несформированность мышления, нарушение оптико–пространственного праксиса.
При регулярном использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении, можно добиться следующих результатов: отсутствие напряжения у детей, правильное речевое дыхание, сформированность движений пальцев рук, общей моторики, мелкой моторики, улучшение здоровья и эмоционального состояния.
Комплекс здоровьсберегающих мероприятий для дошкольников.
1. Артикуляционная гимнастика. Представляет собой комплекс специальных упражнений, необходимых для укрепления мышц артикуляционного аппарата и является основой логопедического занятия. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для подвижности и отработки определенных положений языка и губ, а также упражнения для правильного произношения звуков. Регулярное выполнение поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их подвижность; укрепить мышечную систему языка, щек, губ; уменьшить их напряженность.
2. Дыхательная гимнастика. Она способствует развитию правильного диафрагмального дыхания, продолжительности и силы правильного выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики помогают выработать плавность, длительность выдоха, а это в свою очередь необходимо для работы над коррекцией звукопроизношения. У дошкольников с нарушениями речи речевое дыхание, как правило, нарушено.
При выполнении упражнений, необходимо учитывать особенности каждого ребенка.
Для развития дыхания можно использовать такие игры, как: «Сдуй снежинку, бабочку, пушинку, мячик, листочек»; «Шторм в стакане»; «Забей мяч в ворота». Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, плавного выдоха, а также оказывают комплексное лечебное воздействие на организм ребенка: улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; положительно влияет на обменные процессы в организме, которые играют ведущую роль в кровоснабжении.
3. Гимнастика для глаз. Она снимает мышечное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, улучшает кровоснабжение тканей глаз, повышает эластичность и тонус глазных мышц. Проводится в течение пары минут. Можно использовать следующие упражнения: «Послушные глазки»; проследить за предметом по схеме.
4. Развитие общей моторики. Высокая двигательная активность ребенка способствует активизации и развитию речи. Полезно проводить с детьми физминутки в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз. Сочетание стишков с движениями делает речь более четкой, эмоциональной и развивает у детей память, внимание, совершенствует общую моторику. Упражнения на развитие общей моторики проводятся в середине занятия в течении 2-3 минут и помогают подготовиться к следующему этапу логопедического занятия.
5. Развитие мелкой моторики. Способствует речевому и умственному развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. На логопедических занятиях упражнениям на развитие мелкой моторики отводится особое внимание, так как тонкая моторика рук напрямую влияет на речевое развитие. Можно использовать упражнения с цветными камешками, бусинами, шариками, массажными мячиками, грецкими орехами, сочетать их с речевыми упражнениями. Стимуляция активных точек, расположенных на пальцах рук, способствует дальнейшему развитию речи.
6. Массаж и самомассаж рук. Является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму. Самомассаж мышц предплечья, пальцев рук, кистей улучшает координацию движений, способствует нормализации мышечного тонуса, снимает напряжение. Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольника является Су– Джок терапия (массаж специальным шариком, массаж эластичным кольцом). В процессе выполнения массажа происходит стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук, развивается мелкая моторика.
7. Физкультминутки. Они способствуют снятию напряжения и усталости, вызывают положительные эмоции у детей, развивают общую моторику, воспитывают быстроту реакции на словесные инструкции.
8. Логоритмика. Это игровая гимнастика, система упражнений, в которых движения головы, корпуса, рук и ног сочетаются с произнесением речевого материла. Логоритмика основана на сочетании слов, музыки и движений. В результате применения данных упражнений улучшается выразительность, четкость, плавность, ритмичность движений, нормализуется речевое дыхание, правильно произносятся звуки, формируется умение регулировать темп речи, развивается слуховое и зрительное внимание, память.
9. Упражнения на релаксацию. Это комплекс расслабляющих упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение рук и ног, шеи, речевого аппарата, а также снять психическое напряжение, сконцентрировать внимание. Важно, чтобы ребенок научился чувствовать свои эмоции, управлять своим поведением и расслабляться, это необходимо для психического здоровья детей.
Таким образом, в результате применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у дошкольников улучшается восприятие материала, дети учатся слушать, видеть, рассуждать, снимается эмоциональное напряжение и повышается обучаемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Текст к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.
Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63 В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...