Грамматический строй речи у детей дошкольного возраста (дидактические игры и упражнения) .
статья по логопедии (старшая группа)
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического строя речи старших дошкольников. Данные игры активизируют поисковую деятельность ребёнка, воспитывают чуткость к языковой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramaticheskiy_stroy_rechi.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения
на формирование грамматического строя речи у дошкольников
среднего и старшего возраста
Средний возраст
1. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: предметные картинки; детские игрушки
Ход игры: взрослый просит ребенка подобрать как можно больше слов, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается);
что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать);
что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
2. Игровое упражнение «Фокусники»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Оборудование: «волшебная палочка» (карандаш); предметные картинки; игрушки; предметы окружения.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что у него в руках волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие. Взрослый называет или показывает большой предмет, а ребенок касается его палочкой – «РАЗ!» - и делает из него маленький и называет что получилось.
Примеры:
Большой стол – маленький столик;
Большой карандаш – маленький карандашик;
Большой шкаф – маленький шкафчик;
Большой мяч – маленький мячик;
Большая лиса – маленькая лисичка;
Большая рука - маленькая ручка;
Большая печь – маленькая печка;
Большое платье – маленькое платьице;
Большое кресло – маленькое креслице;
Большое зеркало – маленькое зеркальце;
Большой воробей - маленький воробышек и т.д.
3. Игра «Наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов;
Оборудование: предметные картинки.
Ход: «Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец») и т.д.
4. Игра «Репортер»
Цель: правильно согласовать слова в предложении
Оборудование: предметные картинки по темам «Одежда», «Транспорт», «Животные» и т.д.; предметы окружения; игрушки
Ход игры: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы журналиста. У ребенка и у взрослого в руках игрушечный микрофон или предмет - заместитель.
Вопросы по теме «Одежда»
«Что это?» ( кофта).
«Из каких частей состоит?»
«Какого цвета?»
«В какое время года носят?»
«Кто одевает?» (мужчины, женщины, дети) и т.д. по любым темам.
Старший возраст
1.Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Ход игры: взрослый предлагает побыть ребенку в роли писателя и подобрать как можно больше похожих слов, к тем , которые назовет взрослый
Например - унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм - пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик»
Цель : развивать умения определить слоговую структуру слова.
Оборудование: нарисованные домики с окнами от 1 окна до 5 окон; предметные картинки, в названии которых от 1 до 5 слогов.
Ход игры: взрослый раскладывает пернд ребенком домики, и просит их заселить жильцами. При этом обращаем внимание, что в домики с разным количеством окон. Чтобы правильно заселить жильцов в домики, нужно определить, сколько слогов в их названии. Если один слог, то селим в домик с одним окном, если два слога, то селим в домик с двумя окнами и т. д.
3. «Посчитай - ка»
Цель: учить согласовывать существительные с числительными
Оборудование: предметные картинки; игрушки.
Например: счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.
3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: «У курицы короткий хвост - она короткохвостая»;
«У гусыни белая голова – она белоголовая»;
«У зайца длинные уши – он длинноухий»;
5.«Подумай и назови».
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: «Если на рубашке грязь, то рубашка грязная». При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Если весь день идет дождь, то день ...
Если сапоги из резины, то они …..
Если каша из риса, то она …..
Если сок из фруктов, то он ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
Грамматический строй речи у детей дошкольного возраста (дидактические игры и упражнения) .
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...