Дидактическое пособие на формирование лексической стороны речи "Загадочный цветок"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Уточнение и закрепление словаря по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_zagadochnyy_tsvetok.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Загадочный цветок»

Дидактическое пособие на формирование лексической стороны речи

                                                                Учитель-логопед                                                                                                                                                                                                                           СП д/с «Солнышко»

                                                                                  ГБОУ СОШ №9

                                                                        г. Кинель

                                                                                Татарова С.Н.

Актуальность.

У дошкольников старшего возраста необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты окружающего мира по ярким и существенным признакам и связям. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь.  Для этого я предлагаю использовать  дидактическое пособие «Загадочный  цветок».

Новизна.

Данное дидактическое пособие  может быть многофункциональным и  вариативным.  У детей развивается  мелкая  моторика и формируется самоконтроль.

Цель: уточнение и закрепление словаря по лексическим темам.

Задачи:
- закрепление представлений об окружающем мире по лексическим темам;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления;

- формирование самоконтроля.

Так же данное пособие можно использовать и на закрепление звуков.

Используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Варианты игры:

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних  (диких)  животных.

  1. Сначала  собрать цветок из лепестков с изображением домашних животных, а затем закрыть фишками лишних животных, так, чтобы открытыми  остались только животные, у которых есть рога (у которых есть длинные уши, у которых есть копыта и т.д.).

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних (диких) животных, затем назвать животного, который находится, например, между коровой и кошкой, (перед собакой, за кроликом).

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних (диких) животных, затем описать животное, которое находится перед козой и т.д.

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних (диких) животных, затем назвать животных ласково.

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних (диких) животных, а затем ответить на вопросы Чей? Чья? Чье? Чьи?

  1. Собрать цветок из лепестков с изображением домашних (диких) животных, а затем закрыть фишками животных, названия  которых начинаются на  звук [к].

Подобные задания можно выполнять по любой лексической теме, обучая тем самым детей обобщению и классификации.

Для формирования самоконтроля предложить  ребенку перевернуть цветок и посмотреть что получилось: если все лепестки одинакового цвета, значит задание выполнено, верно. Если же ребенок ошибся, то он увидит что один из лепестков другого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Картотека дидактических игр для развития лексической стороны речи дошкольников (формирование словаря)

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем поним...

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Наглядно дидактическое - пособие для занятий по развитию речи с детьми по формированию лексической стороны речи «Четыре времени года»

        Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по развитию речи      (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...