АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
статья по логопедии (старшая группа)

Кулагина Ирина Анатольевна

Важность артикуляционной гимнастики в развитии детей. Методические рекомендации для родителей о проведении артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Любой из нас пришёл на свет на этот.

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом.

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.

В 4- 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых движений, он начинает правильно произносить все звуки родной речи. Однако артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются основные речевые движения - ребенок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).

У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. У большинства старших дошкольников и школьников 1-х классов, обладающих недочетами речи, нет никаких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.

Овладение речью - сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития

Современные образовательные технологии требуют от педагога - практика высокого уровня профессиональных навыков обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Очень важно, чтобы у ребёнка развилось «чувство языка», умение вслушиваться в родную речь и быть внимательным к словам и звукам. А наша задача - помочь ему в этом. Причём нужно постараться сделать всё, чтобы занятия были увлекательной игрой, а не нудными "уроками".

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата – это одно из направлений в подготовке к правильному воспроизведению звука.

Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения, у детей развивается воображение, речь становится более эмоциональной. Упражняются органы артикуляции. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных)

При отборе материала для артикуляционной гимнастики учитываю возраст детей и то, что выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Вовлекаю детей в активный процесс, создаю соответствующий эмоциональный настрой, стараюсь вызвать интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, если у ребёнка не получается, перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используем зрительный контроль. Со временем зеркало убираем, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения. Если некоторые упражнения не получаются с первого раза, повторяю их вместе с ребенком, «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Инструкции даю поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т. д.

Гимнастику провожу ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Гимнастику можно делать перед общей утренней зарядкой, мы проводим перед завтраком в течение 3-5 минут. Предлагаю детям 2-3 упражнения на одном занятии. Гимнастику пред завтраком проводим фронтально, но если это требуется (у детей не получается) то подгруппами и индивидуально, при отборе материала надо соблюдать последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику стараюсь всегда в игровой форме. Сочетаю статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;

При выполнении новых упражнений обязательно сначала закрепляю «старый» комплекс гимнастики, каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений.

Быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я создаю условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

М. Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения"...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Мастер - класс Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Мастер - класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной, дать практические навы...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство правильного звукопроизношения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с детьми....