Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры.
консультация по логопедии

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры по развитию диалогической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_formirovaniya_dialogicheskoy_rechi.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования диалогической речи

у дошкольников с ОНР

С греческого языка термин «диалог» переводится как «беседа» или «разговор». Это такая форма речи, которая подразумевает обмен репликами. Эти реплики имеют определенный языковой состав, который формируется на основании восприятия чужой речи. Единицей считается диалогическое единство. Оно проявляется в смысловом единстве группы реплик, высказанных для обмена точками зрения. Причем каждая реплика зависит от предыдущих.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета о котором идёт речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, сокращения, фрагментарность, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

 1. Собственно речевые умения - вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);

2. Поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться логично, связно);

3. Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога;

 4. Умение речевого этикета, в речевой этикет включается: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощение и др.;

5. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

6. Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, участвовать в обсуждении определённой темы;

7. Неречевые (невербальные) умения: уместное использование мимики и жестов.

Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.

Детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а обусловлен потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Структура диалога включает в себя следующие инициативные и ответные высказывания (диалогические пары):

  • Вопрос – ответ
  • Сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению
  • Побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

Дети с общим недоразвитие речи имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Владея недостаточным запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР ограничены в словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. В них отражены внешние, поверхностные впечатления и отсутствуют причинно-следственные отношения.

Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них выделяются:

 – быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

 – отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

 – непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки, театрализации, различные виды кукольных театров и экскурсии и др.).

Формирование диалогической речи включает в себя следующие направления:

- Ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом.

- Заучивание стереотипных ответов, вопросов.

- Дидактические игры

- Использование стихов, потешек, сказок.

На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Рекомендуются такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек» («Чудесный сундучок»), «Угадай на вкус», «Сделаем зайцу картинку», «Оденем куклу Таню на прогулку», «Купание куклы» и т.д.; необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов.

Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятия по предметно-практической деятельности, обсуждении прослушанного текста и др. При обучении составлению вопросов могут применяться инструкции-задания типа: «Саша, спроси у Миши, где лежит/стоит...(название предмета?», «Ваня, спроси у Лены, где Мишка?(мячик, кукла)», включающие в свой состав предполагаемый вопрос.

Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется при построении вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу, а также путём корректировки высказываний ребёнка педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения. Важным является усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-семантических единиц (где, куда, когда и др.). на этой основе усваивается общая структурно – смысловая схема фразы - вопроса:

Вопросительное слово – слово, обозначающее действие, связанное с предметом – слово, обозначающее тот или иной предмет (объект действия).

Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает»), а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др.

Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Двор, где я живу», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок детского творчества и др.

Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к её восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы (из личного и коллективного опыта): «Домашний питомец», «Как провёл выходные», «Любимая игрушка», а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые и дидактические игры: «В нашем детском саду», «Школа», «На приёме у врача», «Магазин игрушек или продуктов», «Поезд», «У куклы Тани День рождения», «Почта». Можно до начала игры предложить детям выбрать ту или иную роль. При этом с помощью педагога определяется, как будет выглядеть каждый ребёнок, во что он будет одет, что будет говорить, какие действия выполнять и т.д.

Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития общения детей с ОНР. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом своеобразия психической деятельности воспитанников и их потенциальных возможностей.

Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов.

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.

Особую роль в развитии диалогической речи отводится художественной литературе. После прочтения литературного произведения необходимо привлекать внимание детей к диалогам героев, пересказывать и инсценировать их, тем самым малыши не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по  ролям), в театрализованных представлениях, формирует в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Народный фольклор – неиссякаемый источник для формирования у малышей диалога. Прежде всего, это частое содержание в потешках, стихах, закличках диалогической речи, которые малыши с удовольствием повторяют, обыгрывают, передавая всю красоту и колорит русского языка. А самое главное, диалогическая речь у малышей развивается в интересной форме, без принуждения.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Дидактические игры по развитию диалогической речи.

Игра «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?»

Цель: ориентироваться на партнёра, обращаться к нему с высказываниями – побуждениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог. Активизировать словарь прилагательных.

Игровой материал: тарелка, блюдо с овощами и фруктами, вилка, нож, салфетка.

Ход игры: логопед расстилает на столе салфетку. Ставит блюдо с овощами и фруктами. Рассматривает с детьми плоды. По мере рассматривания отрезаются небольшие ломтики, которые выкладывают а тарелке.

- Посмотрите, как будем играть. Ваня, открой рот, закрой глаза. Что попало в роток, что попало на зубок?

Ребёнок даёт ответ. Педагог уточняет, фрукт или овощ достался ребёнку. Какой он на вкус, сочность, твёрдость. Где растёт? Что из него можно приготовить?

Далее игру проводят дети самостоятельно, но под контролем взрослого. При необходимости педагог шёпотом подсказывает очередность игровых и речевых действий.

Игра «Диктант»

Цель: ориентироваться на высказывания партнёра, уточнить информацию, задавая вопросы, уточнение цвета, формы, величины предмета.

Игровой материал: геометрические формы (из картона, фанеры, пластмассы) разного цвет  и размера. Фигурок должно быть по 2 – 3 штуки каждого вида, в них должны быть отверстия, шнурок, полоски бумаги со схемами из 10 – 12 позиций из 3-х чередующихся форм, различающихся по величине и цвету.

Ход игры: дети садятся с противоположных сторон стола напросив друг друга. Между ними перегородка (ширма).

- Сейчас буде играть в диктант. У тебя, Коля, геометрические фигурки разной величины и цвета. А у тебя, Денис, схема. Ты должен смотреть на схему и диктовать по ней Коле, какую фигурку нанизывать на шнурок. Коля, если ты не понял, какого размера или цвета нужно взять фигурку, уточняй, какая она – большая или маленькая, какая по цвету.

Игра «Шофёры и строители»

Цель: развивать у детей деловой общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу, внимательно слушать и выполнять просьбу товарища. Учить благодарить за помощь.

Игровой материал: крупный строительный материал, грузовые машины, рисунки – образцы с изображениями построек (ворота, гараж, мост, башня, дом, лесенка и т.д.)

Ход игры: дети распределяются на шофёров и строителей. У каждого строителя есть свой шофёр, вместе они создают одну постройку. Каждый ребёнок – строитель получает свой рисунок – образец и не показывает его шофёру. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофёра нужные элементы строителя (бруски, кубики, башенки, пластины) и указывает их количество. Получив необходимые предмет, он должен поблагодарить водителя. Если шофёр что-то забыл, он может вернуться и переспросить. По окончании работы, строитель и шофёр совместно поверят по рисунку правильность постройки.

Игра «Конкурс проектов».

Цель: развитие связной речи, творческого мышления, взаимодействие в команде, формирование самооценки, развитие мелкой моторики.

Игровой материал: цветной конструктор.

Ход игры: Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из 6 любых элементов, а двое входят в состав жюри. По окончанию строительства проекта дети должны описать свой проект, жюри выбирает победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками.

Игра «Отгадай сказочного героя»

Цель: развитие связной речи, умения работать в команде.

Ход игры: Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды). Детям одной команды предлагается загадать сказочных героев (Змей — Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек, Колобок и т.д.). По описанию, по ответам на вопросы дети другой команды должны угадать задуманного героя. Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая отгадает больше героев и лучше о них расскажет.

Игра: «Весёлое путешествие» («На трамвае»). 

Игровой материал: стулья, «билеты»

Ход игры: в игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты расставляют стулья парами, между которыми делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают места в трамвае. Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня».

Игра «Телефон».

Игровой материал: игрушечный телефон.

Ход игры: взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем же его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый  громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

- Я веду занятие. (Что вы делаете?)

- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)

- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)

- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

Игра «Сказочный зверь».

Ход игры: Взрослый  рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Расскажу – не покажу».

Игровой материал: непрозрачная коробочка, мелкие игрушки

Ход и игры: на каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая  любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д. Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Игра «Путешествие Буратино»

Ход игры: детям демонстрируется кукла Буратино и рассказывается, что он заядлый путешественник и расскажет, где и когда он побывал и что видел. Задача детей заключалась в том, чтобы отгадать, в каких помещениях детского сада побывал Буратино, и когда это было (зимой, летом, утром, вечером). Например, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытирают их; Буратино был в саду в то время, когда дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков и т.д.

Игра «Почему? А потому!» 

Ход игры: игру начинает педагог, потом ее продолжают дети. Педагог задаёт «каверзные» вопросы, к примеру, «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получает фишку.

Игра «Магазин»

Игровой материал: различные предметы, игрушки, муляжи фруктов и овощей

Ход игры: Один ребенок становится «продавцом», остальные – «покупателями». На прилавке «магазина» разложены различные предметы, в соответствии с выбранным отделом: продукты, хозяйственные товары, канцелярские товары, строительные материалы. Покупатель, не показывая на предмет, который хочет купить, описывает его, рассказывая, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен  понять, какой именно товар нужен покупателю. Если не догадывается, задаёт наводящие вопросы.

Игра «Телевизор»

Ход игры: дети выбирают «ведущего телепередачи», остальные делятся на две команды. Педагог предлагает ведущему показать какую-либо передачу, например, «Новости». Задача детей состоит в том, чтобы угадать передачу, назвать её, не перебивая команду соперников, и обосновать свой ответ. Ребенок, давший полный правильный ответ, становится следующим ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

Беседа как метод формирования диалогической речи...

Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В условиях реализации  ФГОС в детском  саду особую значимость приобретает работа, направленная на формирование коммуникативной компетентности  воспитанников, на развитие у детей способн...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приёмы формирования математических представлений у дошкольников»

Математические знания дошкольника — непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка. Благодаря математическим знаниям дети учатся: анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять...