Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Рыжкова Наталья Владимировна

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_v_pomoshch_roditelyam.doc331.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


Организация проведения

МКДОУ д/с № 8

артикуляционной гимнастики

г. Пласта

На начальном этапе упражнения выполня-ются в медленном темпе, перед зеркалом.

Количество повторов каждого упражне-

ния от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

Выполняется комплекс гимнастики не-сколько раз в день.

Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

Можно использовать механическую по-мощь, если у ребенка не получается ка-кое-либо движение.


  1. Взрослый рассказывает о предстоящем уп-ражнении, используя игровые приемы.

  1. Взрослый показывает выполнение упраж-нения.

  1. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством вы-полняемых ребенком движений: точность дви-жения, плавность, темп выполнения, устойчи-вость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  1. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чай-ной ложки или просто чистым пальцем).

  1. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напря-жение исчезает, движения становятся непринуж-денными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите

рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


в помощь родителям

Составила:

учитель-логопед

Рыжкова Н.В.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привыч-ное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тре-нируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуля-ционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимна-стика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и да-лее смогут при помощи артикуляционной гим-настики во многом преодолеть уже сложившие-ся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику не-обходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный мо-мент язык (за верхними зубами или за нижни-ми). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоян-но, упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.


ЧИСТИМ ЗУБКИ

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

ЧАШЕЧКА

  • улыбнуться

  • широко открыть рот

  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

ЗАБОРЧИК

• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

МАЛЯР

  • губы в улыбке

  • приоткрыть рот

  • кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо

ЛОШАДКА

  • вытянуть губы

  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком

(как цокают копытами лошадки)

СЛОНИК ПЬЁТ

  • вытянув вперѐд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

  • "набирать водичку", слегка

при этом причмокивая

ИНДЮКИ  БОЛТАЮТ

• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

КАЧЕЛИ

  • улыбнуться
  • открыть рот

  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

ЧАСИКИ

  • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

  • улыбнуться

  • открыть рот
  • широким языком в форме

"чашечки" облизать верхнюю губу

ПАРАШЮТИК

  • на кончик носа положить ватку

  • широким языком в форме

"чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

ЖЕЛОБОК

  • Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края

лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.

  • Язык в таком положении удерживается под счѐт от 1-10.

  • Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

ГАРМОШКА

  • улыбнуться

  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нѐбу)

  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

ОРЕШКИ

  • рот закрыт

  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щѐки

  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

ШАРИК

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет на тему: "Гимнастика как средство и метод физического воспитания"

Дано определение понятию гимнастика, выделена задача гимнастики, дана характеристика видам гимнастик...

Буклет-памятка "Артикуляционная гимнастика"

Буклет-памятка  "Артикуляционная гимнастика" - для родителей...

Буклет "Нетрадиционные пальчиковые гимнастики".

Буклет "Нетрадиционные пальчиковые гимнастики"....

Буклет по пальчиковой гимнастике для родителей

Советы родителям«Пальчиковая           гимнастика дома!»...

Буклет для родителей "Гимнастика для глаз"

Гимнастика для глаз дошкольников или офтальмологическая пауза, проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц....

Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков"

Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц)....

Буклет для родителей "Гимнастика для глаз"

Консультация, гимнастика для детей....