Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Организация проведения | МКДОУ д/с № 8 |
артикуляционной гимнастики | г. Пласта |
На начальном этапе упражнения выполня-ются в медленном темпе, перед зеркалом.
Количество повторов каждого упражне-
ния от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
Выполняется комплекс гимнастики не-сколько раз в день.
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Можно использовать механическую по-мощь, если у ребенка не получается ка-кое-либо движение.
- Взрослый рассказывает о предстоящем уп-ражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упраж-нения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством вы-полняемых ребенком движений: точность дви-жения, плавность, темп выполнения, устойчи-вость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чай-ной ложки или просто чистым пальцем).
- Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напря-жение исчезает, движения становятся непринуж-денными и вместе с тем координированными.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите
рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики!
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
в помощь родителям
Составила:
учитель-логопед
Рыжкова Н.В.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привыч-ное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тре-нируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуля-ционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимна-стика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и да-лее смогут при помощи артикуляционной гим-настики во многом преодолеть уже сложившие-ся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику не-обходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный мо-мент язык (за верхними зубами или за нижни-ми). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоян-но, упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
ЧАШЕЧКА
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
ЗАБОРЧИК
• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
МАЛЯР
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо
ЛОШАДКА
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокатъ "узким" языком
(как цокают копытами лошадки)
СЛОНИК ПЬЁТ
- вытянув вперѐд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
- "набирать водичку", слегка
при этом причмокивая
ИНДЮКИ БОЛТАЮТ
• языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
КАЧЕЛИ
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы
ЧАСИКИ
- улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме
"чашечки" облизать верхнюю губу
ПАРАШЮТИК
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме
"чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
ЖЕЛОБОК
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края
лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.
- Язык в таком положении удерживается под счѐт от 1-10.
- Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
ГАРМОШКА
- улыбнуться
- сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нѐбу)
- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
ОРЕШКИ
- рот закрыт
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щѐки
- на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
ШАРИК
- надуть щеки
- сдуть щеки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-237128-1381347235.png)
Буклет на тему: "Гимнастика как средство и метод физического воспитания"
Дано определение понятию гимнастика, выделена задача гимнастики, дана характеристика видам гимнастик...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-218157-1589999802.jpg)
Буклет-памятка "Артикуляционная гимнастика"
Буклет-памятка "Артикуляционная гимнастика" - для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124072-1350227813.jpg)
Буклет для родителей "Гимнастика для глаз"
Гимнастика для глаз дошкольников или офтальмологическая пауза, проводится для того, чтобы предотвратить нарастающее утомление, а также для укрепления глазных мышц....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-644281-1617524501.jpg)
Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков"
Предлагаю вашему вниманию небольшой комплекс артикуляционной гимнастики, который я обычно использую при подготовке к постановке свистящих звуков (С, З, Ц)....